К вопросу о трезвости и алкоголизации в Пакистане

Баканова М.В.

Баканова     Марина     Владимировна     —     врач,     заведующая     больницей     «Дуа» Международного медицинского центра (Пакистан), mari-ina@mail.ru

Пакистан, как страна исламского мира, весьма в малой степени подвержена процессам алкоголизации населения. Однако, стоит отметить, что немусульманская часть населения страны, а также – нерезиденты пользуются льготами, касающимися производства, продажи и употребления алкоголя. Это способствует постепенному проникновению и распространению алкоголя и в мусульманские круги, причем: низших и высших слоев общества. Однако, государство стойко отстаивает свои позиции по полному запрету алкоголя, как путем силовых и законодательных мер, так и проповедями священнослужителей.

Ключевые слова: Пакистан, трезвость, алкоголь, социальная и медицинская антропология.

Нельзя не отметить, что территория Южной Азии, на которой располагается и современный Пакистан, в какое-либо доисламское время активно развивала виноделие, самогоноварение или была замечена в активном употреблении алкоголя. И если относительно Хараппской цивилизации в настоящее время ведутся споры относительно производства и употребления алкоголя ее жителями, то индуистское учение, принесенное переселенцами-индоариями, не одобряло употребление алкоголя. Так Аюрведа рассматривает алкоголь только в качестве лекарственного средства или базы для создания лекарств, которое можно употреблять минимальными дозами. Более того, изначально воздержание от алкоголя рассматривалось как аспект безгрешности и аскетизма.

Только около 800 года до н.э. алкоголь стал распространяться среди придворной знати, но в отличие от большинства религиозных направлений в Европе – он не был задействован в религиозных ритуалах и представители жреческой касты – брахманы – строго придерживались традиций трезвенности. С 700 года до н.э. употребление алкоголя для раннего индийского общества становится весьма обыденным. В определенной степени это было связано с кризисом религии, что завершилось не только созданием буддийского и джайнийского учений – противопоставляющих себя разлагающейся ведийской религии, но и созданием альтернативных «светских» государств, с главенством царей – кшатриев. Кроме того, кризис, связанный с активизацией употребления алкоголя был связан с изначально персидским, а затем и греческим влиянием.

Таким образом, вплоть прихода к власти императора Ашоки (268—231 до н. э.) в империи Маурьев и сознательному переходу большей части населения в буддизм, употребление алкоголя было достаточно распространенным явлением на землях современного Пакистана. Возвращение к употреблению алкоголя произошло после падения Маурьев, развития индо-греческих государств, а затем – и нескольких веков нашествий кочевников разного рода. Фактически между 2 веком до н.э. началом 8 века н.э. употребление алкоголя на территории современного Пакистана регулировалось законами государств и мелких княжеств, значительно различаясь от территории к территории. [1] Приход ислама в 711 году на территорию Синда и включение его в состав Арабского халифата способствовали отказу от употребления алкоголя на юге. Затем, основание исмаилитского государства в Мултане способствовало распространению практики трезвого образа жизни на север субконтинента, а затем с приходом Газневидов (1001 год н.э.) – наступила исламская эра в Индостане, когда фактически употребление алкоголя сошло на нет.

Однако, были и исключения. Обычно правители и их дворы считали себя выше законов религии и частично допускали употребление алкоголя в своих «высоких» кругах, также были изданы отдельные законы о допущении употребления алкоголя иноверцами (хотя большого распространения эти нормы так и не получили). Ситуация кардинально изменилась в начале 18 века, после смерти императора Аурангзеба, когда на территории Индостана стало закрепляться британское владычество. Пусть и в меньших масштабах, чем в Северной Америке, британцы в Индии предпринимали попытки спаивания местного населения по различным причинам. Понятно, что в большинстве случаев это касалось не мусульман (индуисты, христиане), высших правителей и чиновников, служащих в британской системе управления.

Британские бизнесмены строили пивоваренные заводы и использовали собираемые налоги для расширения употребления алкоголя в стране. В результате британского правления, члены индостанской элиты (и индуисты, и мусульмане, и христиане) стали рассматривать употребление алкоголя как принадлежность к элите, высшему классу индо- английского общества.[2] В 1947 году, когда Британская Индия вышла из колониальной системы и разделилась на Индию и Пакистан – в Конституции обеих стран был прописан запрет на употребление алкоголя (в Пакистане даже позднее, во времена правления Зульфикара Али Бхутто), однако – в настоящее время он строго соблюдается только в Пакистане (и частично в Бангладеш), в Индии он стал формальностью и фактически действует исключительно в штате Гуджарат (соответственно в нем употребляет алкоголь только 7% населения, против самого лояльного штата к алкоголю Гоа и числом пьющих в нем близком к 70%).

Таким образом, исходя из исторического развития страны можно сделать вывод о том, что народы и государства, которые существовали на территории современного Пакистана, за исключением небольшого периода времени не были склонны к употреблению алкоголя. В подавляющем большинстве случаев – распространение алкоголя на данной территории являли собой случаи завозной квази-культуры. Строго говоря, активность ферментов, ответственных за расщепление алкоголя у современных пакистанцев довольно низка, а значит – факт «трезвой жизни» действительно был на протяжении длительного периода времени, так что успел закрепиться в геноме.

Тем не менее, до полного запрета на употребление алкоголя Пакистан прошел достаточно длинный период лояльности к нему. Правда – в большинстве случаев это касалось пакистанской элиты, вышедшей из индо-британской элиты и обладающей теми же привычками.

Еще в 50-60-хх гг. наличие публичных баров и ресторанов с подачей алкоголя на улицах Лахора или Карачи никого не удивляло. Тем более, что «по карману» они были только местной элите или заезжему бомонду. А фотографии тоста с шампанским Президента Пакистана Аюб Хана с президентом Индонезии Сукарно в Карачи в 1964 году было напечатано в местных газетах.

В течение месяца Рамадан (месяц мусульманского поста) бары и магазины продающие спиртные изделия часто закрывались, однако в Карачи для туристов и местной элиты были отведены специальные зоны для употребления спиртного в часы поста. Эти области часто были ограждены брезентовыми ширмами, и были установлены таблички с надписью «Yahaan shurfa sharaab pi saktey hein» (здесь уважаемые могут употребить алкоголь).

Только в 1972 году правительство провинции бывшего СЗПП (ныне Хайбер- Пахтунхва) во главе с главным министром Муфтием Мехмудом запретило продажу алкогольных изделий на территории своей провинции. В 1973 году правительство З.А. Бхутто отклонило резолюцию Национального собрания (представленную религиозными партиями) о запрете продажи алкогольных изделий на территории Пакистана. Правительство утверждало, что ему нужно решить более серьезные проблемы. Что в определенной степени было верным, Бхутто начинал строить на территории Пакистана исламский социализм и доходы от продаж алкоголя были «не лишними». Он же публично заявил: «Да, я пью алкоголь, но, по крайней мере, я не пью кровь бедняков». Однако, уже в 1974 году правительство запрещает подачу алкоголя в кафетериях пакистанской армии, в том числе – для офицеров. [3]

Оппозиционный альянс, состоящий из религиозных и нерелигиозных партий, который начал насильственное движение против режима Бхутто вскоре после спорных выборов 1977 года, в том числе решил пересмотреть «алкогольный вопрос». Лидеры альянса потребовали повторного голосования, освобождения оппозиционных политиков, закрытия ночных клубов и баров и полного запрета на продажу алкоголя. Бхутто вынужден был согласиться, что, однако – мало ему помогло. В апреле 1977 года Бхутто объявил о закрытии ночных клубов, баров и винных магазинов. Правительство также ввело запрет на продажу алкогольных изделий. Лицам, уличенным в продаже алкоголя, грозил крупный штраф и до 6 месяцев тюрьмы.

Однако алкоголь был оставлен в доступности для не мусульман. Зия уль Хак, пришедший к власти на волне установления в Пакистане фундаменталистских идей (во многом разработанных в США) оставил закон о запрете на алкоголь в силе. Более того, в феврале 1979 г. Зия объявляет об ужесточении закона. Постановлением о запрете он ввел наказание в виде 80 ударов плетью для арестованных за продажу и употребление алкоголя. [3]. В начале 2000-х годов глава армии и президент генерал Первез Мушарраф попытался внести поправки в Указ о запрещении 1979 года, объясняя это стремлением пресечь наркотизацию населения и контрабандные поставки алкоголя. Однако, потерпел поражение.

В 2016 году, после принятия петиции против винных магазинов в Синде (в Карачи), Высокий суд Синда (SHC) приказал правительству закрыть все магазины, продающие алкоголь, поскольку они не вели свою деятельность в соответствии с Постановлением 1979 года. Однако в марте 2017 года Верховный суд отменил это постановление, отметив, что SHC не имеет полномочий выносить такое постановление. Магазины были снова открыты.

  • Стоит отметить, что Карачи, как портовый город с большим числом прибывающих иностранцев, действительно имеет проблемы с регуляцией продаж алкоголя и многими случаями контрабандного ввоза и нелегального оборота.

Что касается современного состояния относительно употребления алкоголя на территории Пакистана, то согласно данных ВОЗ, употребление алкоголя в Пакистане на 2018 год составляло 0,3 литра на человека. Причем – 0,6 литров на мужчину и только 0,1 литра на женщину. [4]. Смертность от алкоголя в Пакистане составила 914 или 0,07% от общего числа смертей (ВОЗ, 2018 г). Смертность с поправкой на возраст составляет 0,67 на 100 000 населения, что ставит Пакистан на 139 место в мире. Таким образом, назвать Пакистан страной полностью изолированной от алкоголя нельзя, но реально он находится в самом конце «пьяного» списка, уступая в «трезвости» лишь нескольким странам.

В настоящее время в стране действуют три основных производителя алкогольных изделий: Murree Breweries, Indus Distilleries и Quetta Distillery. Так, еще британцами в 1860 году в местечке Марри (Murree) была основана пивоваренная компания. Марри представляет собой высокогорный курорт (с приближенным к европейскому климату) близ Исламабада и в 19 веке там располагалась британская военная база и госпиталь. В настоящее время пивоварня продолжает работать, однако – в настоящее время ее основной ассортимент составляют безалкогольные напитки и безалкогольное пиво, которые продаются как внутри страны, так и на экспорт в страны Залива и Саудовскую Аравию. Формально, пиво может продаваться на территории Пакистана, но исключительно немусульманскому населению по специальной лицензии, хотя в последнее время число точек продажи алкоголя существенно снижается ввиду государственной программы по борьбе с пьянством и перепродажей алкогольных изделий мусульманам. Также развитие алкогольного производства в компании затруднено по причине невозможности экспорта алкоголя за пределы Пакистана. [5] Аналогичная ситуация наблюдается и на двух остальных производствах.

Возвращаясь в законодательную сферу. Несмотря на то, что Пакистан официально носит статус мусульманской республики, в стране проживает около 5% представителей иных религий: христианство, сикхизм, индуизм, традиционные верования (анимизм). Для представителей данных религий в законодательстве существуют послабления: они имеют право на производство, продажу единоверцам, покупку и распитие алкогольных изделий. Однако, для осуществления своего права требуется оформлять официальные документы, как для производства, так и для покупки. Как правило, покупка алкоголя, тем не менее, ограничивается даже для не мусульман: 100 бутылок пива или 5 бутылок крепких спиртных изделий в месяц. Также, запрещено появляться в пьяном виде на публике, исключительно употребление алкоголя разрешено только в стенах дома или бара.

Таким образом, права на употребление алкоголя представителями иных религий не ущемляется, хотя и действует запрет на продажу алкоголя ими мусульманскому населению. Стоит отметить, что этот запрет зачастую нарушается, что вызывает очередные антиалкогольные рейды полиции. Разрешение на употребление алкоголя действует и для иностранцев. Любому, имеющему паспорт иной страны в баре при отеле продадут алкоголь по первому же требованию. Технически иностранцу также необходимо разрешение, которое можно получить в Управлении акцизов и налогообложения в секторе F8 в Исламабаде, но часто иностранцам достаточно только демонстрации паспорта. Также иностранцы могут ввезти небольшое количество алкоголя на территорию Пакистана для личного употребления, что запрещено пакистанцам. [6] Некоторое послабление действует и для исмаилитского меньшинства (исмаилизм – одна из ветвей шиизма, распространенная среди традиционных народов Гилгит-Балтистана), которые могут производить алкоголь для внутреннего употребления и не вывозить его за пределы своей территории.

Что же остается, после того, как «элитные» сорта алкоголя являются доступными исключительно для иностранцев или же высшего класса богатых пакистанцев, имеющих как правило, второе гражданство? Нелегальное производство в домашних условиях алкоголя низкого качества. В основном, его употребляют низшие классы общества при этом – нельзя сказать, что спрос очень велик. Данный вид алкоголя действительно является еще более опасным ввиду того, что зачастую производится из метилового спирта или с его добавлением.

Каждый год насчитывается несколько десятков умерших или потерявших зрение от употребления фальсификата. Кроме того, для предотвращения нелегальной продажи и распространения алкоголя в Пакистане в медицине используется метиловый спирт (за некоторым исключением), который легко можно приобрести в любой аптеке, что только усугубляет изготовление ядовитого фальсификата. [7] Также есть и еще одна проблема: детские сиропы от кашля. Часть из них традиционно изготавливается с небольшим процентным содержанием алкоголя и является дешевым и безрецептурным изделием. Каждый год число умерших от употребления таких лекарств составляет во всей стране 10-20 человек.

В последнее время в связи с большей открытостью страны для всего мира и работой социальных сетей и каналов типа Ютуб в Пакистане постепенно растет число лиц, употребляющих алкоголь. Соответственно – создаются службы для избавления от зависимостей и профилактики алкоголизма. В большинстве своем, они представляют собой элитные закрытые клиники, в которых пациентам доступны все виды отдыха и спорта, однако полностью запрещено употребление алкоголя и других наркотиков и все виды внешней связи, даже встречи с родственниками. Есть и некоторые волонтерские организации, но их мало. По данным реабилитационной организации Therapy Works, алкоголизация обнаруживает «заметную тенденцию к росту». Более того – возраст начала употребления алкогольных снижается снижается. Аналогичная организация под названием Willing Ways особо отмечает наличие женского алкоголизма, о котором «не принято говорить и не принято лечить. Существуют и организации анонимной помощи, такие как Karachi South Group Alcoholics Anonymous. [9,10,11] Для пакистанцев и возможность употребления алкоголя, и возможность избавиться от алкоголизма являются признаками элитарности, что весьма курьезно для западного общества.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Исторически население территорий современного Пакистана не было привержено к употреблению алкоголя.
  2. Алкоголизация элит, в том числе мусульманского общества, началась и активно продолжилась в связи с оккупацией Индостана Великобританией и, особенно – с юридическим оформлением его территорий в Британскую Индию.
  3. В 1947-77 гг. на алкоголь не накладывались строгие запреты, однако и в это время он был доступен узкому кругу элиты, проживающему в крупных городах.
  4. Сложная экономическая ситуация вынуждает религиозные меньшинства страны производить некачественный контрафактный алкоголь и продавать его по минимальным ценам таким же беднякам-мусульманам.
  5. Употребление алкоголя в Пакистане не затрагивает большую часть общества: это болезнь высшей элиты или «социального дна», при этом – избавление от алкоголизма доступно исключительно для высших социальных групп.
  6. Большая часть пакистанцев не употребляет алкоголь традиционно (как до принятия «сухого» закона, так и после) сообразно своим личностным и религиозным установкам, однако в последнее время либерализация общества и значительное распространение ресурсов интернета способствует лояльности молодежи к употреблению алкоголя, как к возможности приобщения к жизни элиты или к европейскому/американскому образу жизни.
  7. Государственные структуры Пакистана продолжают вести борьбу за трезвость, пропагандируя исламские традиционные ценности, разрушая контрабандные схемы провоза и продажи алкоголя, закрывая бары и рестораны, торгующие контрафактом, ужесточая получение лицензий, создавая новый образ «элитного пакистанца»: хорошего студента и спортсмена.

Литература

  1. Баканова М.В. Мир под названием Пакистан. Канада: издательство Альтаспера, 2015. 405 с.
  2. Баканова М.В. Ислам в Южной Азии. Канада: издательство Альтаспера, 2021. 385 с.
  3. Nadeem Farooq Paracha Spirits having flown: A pictorial history of alcohol consumption in Pakistan URL: https://medium.com/@nayadaurpk/spirits-having-flown-a-pictorial-history- of-alcohol-consumption-in-pakistan-a34ad435e0e1 (дата обращения 14 марта 2021)
  4. Официальная страница ВОЗ Total consumption, three-year average with 95% CI by country URL: https://apps.who.int/gho/data/node.main.A1036?lang=en (дата обращения 15 марта 2021)
  5. Как работает единственная пивоварня Пакистана Bloomberg URL: https://profibeer.ru/beer/27337/ (дата обращения 15 марта 2021)
  6. Heather    Carreiro     Guide    to    drinking    and    buying    alcohol     in    Pakistan    URL: https://matadornetwork.com/nights/guide-to-drinking-and-buying-alcohol-in-pakistan/ (дата обращения 15 марта 2021)
  7. Mohammed Hanif Pakistan Has a Drinking Problem URL: https://www.nytimes.com/2016/12/02/opinion/pakistan-has-a-drinking-problem.html (дата обращения 18 марта 2021)
  8. Официальный сайт Karachi South Group Alcoholics Anonymous URL: http://aapakistan.yolasite.com/ (дата обращения 18 марта 2021)
  9. Официальный сайт Therapy Works URL: https://therapyworks.com.pk/ (дата обращения 18 марта 2021)
  10. Официальный сайт Willing Ways URL: https://willingways.org/ (дата обращения 18 марта 2021)