К истории движения за трезвость в Латвии

Эглитис Э. (Валмиера, Латвия)

Историческая ситуация к началу трезвеннических движений в Латвии

История трезвеннического движения в Латвии берёт своё начало до образования Латвийской Республики. Поэтому коротко изложу особенности развития исторических событий на упомянутой территории.

Латвия на севере граничит с Эстонской Республикой, на востоке с Псковской областью Российской Федерации, южнее — с Республикой Беларусь, на юге — с Литовской Республикой. Площадь — 64573 км2. Для наглядности – это, примерно, как Ставропольский край, две Бельгии или половина Греции. Крупнейший город Рига – столица Латвии, находится недалеко от южного побережья Рижского залива Балтийского моря по обеим сторонам реки Даугавы.

Территория Латвии исторически состоит из четырёх частей: Латгале, Курземе, Видземе и Земгале. До провозглашения Латвийской Республики 18 ноября 1918 года эти части имели разную государственность. Только с 1920 года территория Латвийской Республики приняла окончательные очертания, которые сохранились до сегодняшнего дня, за исключением небольшого уменьшения по соглашению с Российской Федерацией.

В 1772 году Латгалия из состава Польско-Литовского государства перешла к Псковской губернии, в 1773 году к новообразованной Полоцкой, а в 1802 году к Витебской губернии. С 14 декабря 1917 года к Видземской губернии.

В 1772 году после шведского властвования Видземе с Ригой стала Видземской губернией.

После немецкого герцогства в 1797 году Курземе и Земгале вошли в состав России как Курземская губерния.

Таким образом, в ранее раздробленной, сегодняшней территории Латвии за последние 150 лет произошло много геополитических преобразований. Отсюда и культурные особенности, менталитет и национальный состав.

По статистическим данным численность населения  в 1920 году, после потерь в жестокой и сложной войне, была —1 596 131, в 1935-ом —1 905 9361).

После ползучей смены государственности с июня 1939 года по август 1940 года Латвия вошла в состав СССР. После Второй мировой войны, в 1946 году, численность населения составила 1 553 577 человек1).

С 1991 года в Латвии естественный прирост населения стабильно отрицательный, на 1-ое января 2020 года численность составляет 1 907 6751).

 Численность населения по национальностям на начало годов
Национальность19351989200020112018
Латыши1 467 0351 387 7571 370 7031 255 7851 202 781
Русские168 266905 515703 243556 434487 250
Белорусы26 803119 70297 15073 78162 713
Украинцы, поляки, литовцы, евреи, цыгане, немцы, эстонцы и другие243 832253 593196 937198 605181 635

Начало трезвеннических движений

Со второй половины 19 века и в начале 20 века в США и, в основном, в протестантских странах Европы распространились идеи движения воздержания. Изменение отношения общественности к повседневному употреблению алкоголя и провозглашение пьянства причиной бедности, аморального поведения и проблемного здоровья породили местные и международные ассоциации воздержания. Они предложили современные, соответствующие времени, решения алкогольной проблемы. С 20-30 годов 19 века по социальным и экономическим соображениям западные страны постепенно начали разрабатывать политику контроля потребления алкоголя.

Рига со второй половины 19 века быстро формировалась как индустриальный город в Российской империи, который наряду с экономическим и пространственным ростом создало много социальных проблем для города, в том числе алкоголизм. Под влиянием Европейских стран в конце 19 века в Риге и её районах были созданы первые ассоциации воздержания.

XIX век вошёл в мировую историю как эпоха современного общества. Одним из его отличительных признаков было появление различных ассоциаций. Формирование этих объединений повлияло не только на общественно-политические процессы, но также и на экономическую и повседневную жизнь.

Условия современной цивилизации, основанные на научных законах и технологических разработках, также изменили повседневную жизнь людей. Общество 19 века характеризуется изменением отношения к алкоголю и его употреблению. Помимо моральных аргументов были учтены и другие практические преимущества полного или частичного воздержания от алкоголя.

Эти идеи появились почти одновременно в Видземской и Курземской областях уже в начале 30-х годов 19 века, как реакция употребления алкоголя на социальную среду. С 30-годов 19 века лютеранская церковь занималась проблемой воздержания. Пасторы утверждали важность воздержания в проповедях, а также путём выпуска специальных брошюр.

С конца 19 века для распространения идей воздержания впервые образовались специальные общества воздержания в Видземе и Курземе, которые были созданы, как в городских, так и в сельских районах.

Первое общество воздержания было создано в мае 1891 года в Риге, Ильгуциемсе.3) Создание общества было реакцией на ужасную пагубность пьянства, особенно среди молодёжи. Алкоголь продавался во многих кабаках и уличных пивных лавках Даугавгривы (территория, граничащая с Ильгуциемсом). Примером деятельности для первого латвийского общества воздержания стали идеологически подобные общества Германии.

Идеи трезвеннического движения были также выражены в Евангелическом обществе трезвости (Evangelische Abstain Verein), основанном в Риге в 1893 году, и в первом филиале  международной организации (Rigache Blaue Kreuz).

В провинции Видземе действовали ассоциации воздержания, в то время, когда два коренных народа провинции повышали свой уровень культуры и образования, а также постепенно продвигались к экономической и политической независимости.

Далее, в 1898 году, под эгидой Биологической секции Российского общества здоровья, была создана специальная комиссия для изучения проблемы алкоголизма и разработки способов борьбы с ним.4)

С одной стороны это служило некоторым стимулом для создания трезвеннических обществ. Однако формирование объединений трезвости в Российской империи было затруднено. Государственное управление осуществляло опеку над собственными уполномоченными организациями социальной деятельности, но в то же время выражало скрытое недоверие к ним. Это отношение было основано на предположении, что любая общественная инициатива является потенциально опасной для государства и, поэтому должна быть одобрена государством.

В новых правовых реалиях, в мае 1900 года в Риге, в Пардаугаве было учреждено Эстонское общество воздержания (Riia Eestis Karskusseltsi).

В составе ранее упомянутых объединений в основном были проживающие в Риге немцы, в отличие от общества Аусеклис, которое состояло в основном из латышей. Этнически смешанное членство – латыши, русские, немцы –  было в 1893 году в Рижском обществе умеренного пития Saule.

Основанное в июне 1891 года Саласпилское общество воздержания Labā griba долгое время, до 1904 года, было единственным обществом трезвости в Рижском районе.

В мае 1904 года, по инициативе промышленника и мецената Августа Домбровскиса (1845–1927), в Милгрависе (провинция г. Риги) было учреждено безалкогольное общество Ziemelblazma (Северное сияние»), ставшее реальной легендой того времени, сотворённой легендарным Августом Домбровскисом.

История знает множество героических жизней. Но для нашего малочисленного народа он более чем заслужил твёрдое место в программах школ. Не просто память. Как образец подвига познания без образования (школьного и академического), как человек ТРУДА, человек железной воли и храбрости, человек, проживший богато плодотворную жизнь на благо людей. Не на словах, а на реальном и конкретном деле.

После революции 1905 года возникли более лёгкие юридические и практические условия для создания новых ассоциаций, в том числе трезвеннических. В Риге и её окрестностях к августу 1914 года было создано 14 новых обществ трезвости. В 1907 году были созданы два общества трезвости, где активно действовали рижские немцы – Verein zur Förderung der Volkswohlfahrt и Евангелическое общество воздержания Evangelischen Abstinenz Verein Rettung.

В 1908 году были созданы три общества воздержания – в Риге Общество воздержания Rīts, Видземское антиалкогольное общество и филиал Zilais Krusts в Милгрависе.

В обществах воздержания были представлены три идеологические направления: социал-демократическое, духовно-нравственное и народно-национальное. Были стремления к объединению, однако такая идея не была реализована, потому что каждая национальность привыкла работать только среди своих соотечественников.

В целом, за период с 1891 года по 1914 год в Риге и в её округе было создано 21 общество воздержания.

Трезвеннические движения
после провозглашения Латвийской Республики

Окончание Первой мировой войны и последующих военных действий вызвало подъём народного духа. Народное образование получило новый рывок в ранее начатом курсе. В Латгалии активно зарождались трезвеннические движения. Различные образовательные учреждения были особенно активны в вышеуказанном процессе. Например, в Даугавпилсском государственном педагогическом институте был создан кружок воздержания Cerība, а в Резекненском государственном педагогическом институте – Klints. Несколько известных культурных и общественных деятелей были вовлечены в борьбу с употреблением алкоголя, в том числе латгальский библиограф Степонс Сейельс (1909–1979 гг.).

В Латгалии происходило одно из первых значительных событий, посвящённых проблеме борьбы салкоголизмом –конференция, состоявшаяся 18 марта 1928 года в помещении Резекненского государственного педагогического института.На собрании присутствовали делегаты из разных частей Латгалии, в том числе гости из других латвийских ассоциаций антиалкогольного движения, адвокат Густав Шемпелис (1874–1940), общественный деятель и автор нескольких педагогических книг Янис Давис (1867– 1959).

С развитием пропаганды движения воздержания, 22 октября 1939 года в Резекне состоялась 2-я Латгальская антиалкогольная конференция. Помимо нескольких сторонников идеи воздержания Латвии и Латгальских регионах, приняли участие в этой встрече и представители общественности, образования и духовенства, в общей сложности около 300 человек. Следует отметить, что важность конференции также подтверждается тем фактом, что для её организации был создан специальный руководящий комитет, председателем которого был тогдашний директор Резекненской государственной коммерческой школы и гимназии Станислав Яудземс (1906–1986). В дополнении к конференции была организована выставка на тему трезвого образа жизни. Девиз выставки: «Трезвость – самый благородный и безопасный путь к счастью!»

К сожалению, с потерей независимости Латвийской Республики деятельность движения воздержания в Латгалии была прекращена, а его намерения не были реализованы.

Рижское Латышское общество воздержания Auseklis и Ziemelblazma продолжили свою деятельность и в новой политической ситуации. Но эта уже следующая страница истории.

1) https://www.csb.gov.lv/lv/statistika/statistikas-temas/iedzivotaji/iedzivotaju-skaits/galvenie-raditaji/iedzivotaju-skaits-ta-izmainas-un-blivums)

2) https://www.csb.gov.lv/sites/default/files/data/Skoleniem/iedzivotaju_etniskais_sastavs.pdf

3) Sk.: LVVA, 3964. f., 1. apr., 6. l., 60. lpp.

4) Snow, G. E. Socialism, alcoholism and the Russian working classes before 1917. In: Barrows, S., Room, R. (eds). Drinking: Behaviour and Belief in Modern History. University of California Press, 1991. P. 246.