О значении метода Г.А. Шичко в развитии теории трезвости и трезвеннического движения

Иванов В.А., профессор (Москва)

Аннотация. В статье показано, что основной причиной вредных привычек, в том числе алкоголизации, является психологическая запрограммированность. Это доказано в теории Г.А. Шичко. Показано, что метод Г.А. Шичко – это метод активного мышления, — и показано значение метода для дальнейшего развития теории трезвости и трезвеннического движения. Ставится вопрос о необходимости методического понимания, как лекционный материал преобразуется в трезвые убеждения, поведение, мышление и мировоззрение.

Abstract.The article shows that the only reason for bad habits, including alcoholism, is psychological programming. This is proved in the theory of G. A. Shichko. It is shown, that the method of G. A. Shichko is a method of active thinking, and the value of the method for the further development of the theory of sobriety and sober movement is shown. The question is raised about the need for a methodical understanding of how the lecture material is transformed into sober beliefs, behavior, thinking and worldview.

Ключевые слова: метод Г.А. Шичко, теория трезвости, трезвенническое движение

Key words: method of G. A. Shichko, the theory of sobriety, temperance movement

Г.А. Шичко, как учёный материалист, правильно поставил и решил вопрос о причине алкоголизации. Причина зачастую всегда одна. История человеческой мысли к этому пришла давно. Это положение вошло в научное мышление всех наук и, в том числе медицины и психологии.  Согласно, теории психологического программирования Г.А. Шичко, причина алкоголизации — психологическая запрограммированность на «употребление алкоголя» (на самоотравление алкогольным ядом – прим. Иванов В.А.) [1]. Он указал на то, что причина в самом человеке и находится не в органе, а в образе мыслей.

Поставленный вопрос о причине «употребления» является важным теоретическим и практическим вопросом трезвеннического движения (ТД). В трезвенническом движении есть различия в понимании причин алкоголизации.

Ошибки в теории дорого обходятся для практики.

Разберём на примере. Современная наркология, как наука существует с 1986 года, когда был создан НИИ наркологии. Теория зависимости строится на положении, что зависимость есть заболевание. Отсюда логика исследования и познания причин болезни. Идёт поиск материального объекта, вызывающего болезни зависимости, в том числе патологического влечения. Что вызывает болезнь под названием алкоголизм, наркомания? У наркологии ответа с указанием причины до сих пор нет.  Есть гипотеза, что одна из причин в деятельности структур мозга. Отсюда и способ лечения, лекарством подавить патологическое влечение к алкоголю или другому наркотику [2, с. 6-13]. А практика лечения патологического влечения лекарствами опровергает эти гипотезы.  Но принятое в наркологии за основу положение, что алкоголизм и наркомания есть заболевание, завело наркологию в область другой науки генетики. Теперь поиск причины алкоголизма и наркомании идёт в генетике. Г.А. Шичко показал, что основная причина алкогольной зависимости, и как следствие алкоголизма, психологическая запрограммированность – «это совокупность временных связей, которые по наследству не передаются» [3]. Общий результат многолетних исследований в наркологии есть признание, что принципиально отсутствует возможность выздоровления. Такой вывод обнародован в 2000 году НИИ наркологии. Почему так упорно «наркологическая» наука ищет причину зависимости в организме? Да потому, что исходное положение науки о болезни этого требует. Следуя своим положениям, наркология не в состоянии обратиться и осмыслить теорию психологического программирования Г.А. Шичко и те результаты, которые дают метод и методика Г.А. Шичко. В результате, полное излечение от алкоголизма и наркомании отсутствует. Отечественной научной методики реабилитации нет. Вот цена теоретических ошибок на примере наркологии.

Что нам дали теория психологического программирования, метод и методика Г.А. Шичко?

Дали идею, как можно избавить человека от алкогольной зависимости, указав на её основную причину. Эта причина теперь известна. Это то, что есть у трезвеннического движения и чего нет у наркологии.  Проблема зависимости заключается в образе мыслей, в психологической запрограммированности по Г.А. Шичко. Для освобождения от зависимости нужно обратиться к самому человеку и воздействовать на одну и основную причину, образ его мыслей, его запрограммированность на «употребление алкоголя». И тогда мы имеем результат в виде трезвости. Только сам человек способен изменить свой образ мыслей и для этого нужна работа его мысли. Если человек работает над своими мыслями, то становится трезвым. Если человек не работает над ними, то остаётся зависимым или, при отсутствии «употребления», в состоянии воздержанности (становится воздержанником). Теория и методика Г.А. Шичко показала, что никакими лекарствами изменить образ мыслей невозможно. Вся мировая практика и практика наркологии тому доказательство. Идея Г.А. Шичко показала путь решения проблемы зависимостей. Её главная суть в том, что алкоголизм и наркомания не заболевание, а всего лишь образ мыслей или по Г.А. Шичко запрограммированность. Идея, что причина основная — в запрограммированности была доказана Г.А. Шичко и теоретически, и практически [1].

Идея Г.А. Шичко и его метод участники трезвеннического движения активно и массово начали осваивать и осознавать, начиная с 1985 года. Открывалась возможность научного решения проблемы алкоголизации населения. Для этого требовалось осмысление теории, овладение методикой и последовательно следовать её положениям. Любая теория и методика жизнеспособны, если ими руководствуются в своей практике, осваивают и развивают. Что с теорией Г.А. Шичко сегодня?  Активная полемика среди трезвенников старшего поколения выявила, что даже некоторые лидеры трезвенного движения и их последователи идеей об основной причине алкогольной зависимости, запрограммированности, не руководствуются. Оказалось, что эти лидеры имеют свою теорию возникновения зависимости от алкоголя, отличную от теории Г.А. Шичко. У них многопричинность возникновения зависимости от алкоголя: доступность алкоголя, наркотическая природа алкоголя, психологическая проалкогольная запрограммированность [4, с. 47; 5, с. 239-242]. Доступность, пропаганда алкоголя средствами СМИ, искусства и другие социальные факторы и явления – это условия социально-психологического программирования и возникновения запрограммированности. Наркотическая природа алкоголя проявляет своё действие на определённой стадии «употребления алкоголя» (привычка или потребность). И является не причиной алкогольной зависимости и алкоголизма, а следствием запрограммированности, как «искажённости сознания ложными проалкогольными сведениями, вынуждающими человека, вопреки инстинкту самосохранения, употреблять алкоголь» [6].

К чему ведёт ложное положение многопричинности возникновения алкогольной зависимости и алкоголизма?

Как показано на примере наркологии, сторонники многопричинности будут её последовательно проводить в жизнь. Согласно «теории многопричинности» причина алкоголизации находится, в основном, вне человека. Это отступление от теории Г.А. Шичко в понимании основной причины зависимости – проалкогольной психологической запрограммированности, как искажённости сознания ложными проалкогольными сведениями.  Такое представление о причинах, неизбежно определяет практические действия.  Из этого следует, что усилия трезвенников направлены на борьбу с доступностью, с внешней угрозой. Отсюда требования об ограничениях и запретах. Именно запрограммированность, мысли об алкоголе определяют принимаемое решение людьми на его покупку и «употребление». Основная масса людей не может допустить мысли, как можно обойтись в жизни без алкоголя. Вот где выявляется запрограммированность, вот где причина алкоголизации. Это хорошо понимал Г.А. Шичко. Именно поэтому, он, разрабатывая теорию, направил своё внимание на главное, мысли об алкоголе.  Без изменения образа мыслей об алкоголе не изменяется поведение. Сами ограничительные, запретительные меры изменили образ мыслей людей? Никак нет. Потому что, согласно теории Г.А. Шичко, нужна работа мысли по их изменению.

Что в реальности? Устранение проалкогольной запрограммированности происходит на занятиях по методу Г.А. Шичко. Сколько групп проводится в стране в год и проведено за всё время его применения? Сколько людей освобождается от алкогольной зависимости ежегодно и, сколько освобождено за всё время его применения? А что с подготовкой кадров специалистов, умеющих применять научный метод?  Существует ли система подготовки и аттестации таких специалистов? Кто этим занимается? В данном случае мы можем только задать вопросы. Но есть реальность алкоголизации и наркотизации населения. Напрашивается вывод о том, что для них ведущей причиной была доступность. Запрограммированность, как основное понятие теории психологического программирования Г.А. Шичко не стала для сторонников многопричинности основой практической деятельности. Вот цена, которую платит трезвенническое движение за «многопричинность» в понимании причин возникновения алкогольной зависимости и алкоголизма.

Теорию Г.А. Шичко, как научный метод познания причины возникновения зависимости, необходимо изучать и развивать. В этой связи в практической работе ТД возникает вопрос правды об алкоголе. Для Г.А. Шичко было важнее — переработка знаний об алкоголе в процессе мышления. Для этого и нужен был процесс написания дневника, где человек отвечал на поставленные вопросы. Метод Г.А. Шичко, это метод активного мышления. Теоретики многопричинности исходят из того, что если человек узнает правду об алкоголе, то изменит своё отношение к алкоголю, а вслед за ним и поведение. Что в действительности? Правду об алкоголе хорошо знает медицина, в том числе наркологи. Сколько среди них трезвенников? Таких ещё нужно поискать. В чём причина такого поведения?  Причина здесь ясна: их знания не становятся средством организации трезвого поведения, потому что, они не утруждают себя размышлениями по поводу алкоголя и трезвости, не изменяют сложившийся свой образ мыслей.

Практика работы трезвеннического движения требует постоянного осмысления собственных результатов. В ТД в вопросах трезвеннического просвещения необходимо сместить акценты с «правды об алкоголе» на «правду и необходимость трезвости» для человека, в семье и в обществе. Это направление сейчас научно и практически разрабатывается, и развивается.

Да, многим ещё предстоит открывать для себя метод Г.А. Шичко и практику его применения.

Г.А. Шичко разработал теорию и методику освобождения уже зависимого человека. В наше время, когда актуально стоит вопрос массового и системного отрезвления людей и формирования трезвых убеждений и трезвого поведения, особенно у детей, школьников, молодёжи, активисты-трезвенники обращаются к людям с лекциями, фильмами, воззваниями, плакатами и т.д. Объективно встаёт вопрос об эффективности усилий по доведению до людей правдивой информации. Становится ли она руководством к трезвости?  Вопрос не праздный. Вопрос чисто практический. На него ещё нужно найти научный ответ. Задача заключается в том, чтобы понять, как лекционный материал преобразуется в трезвые убеждения, трезвое мышление, трезвое поведение и трезвое мировоззрение. В решении этой задачи необходимы знания о поведении человека. Знание о законах поведения, его становления и его изменения. Эти законы изучает физиология высшей нервной деятельности и отечественная научная психология. Какие это знания? Разработанное учение лауреата Нобелевской премии академика И.П. Павлова об условном рефлексе, динамике условно рефлекторной деятельности, временной связи, угашении; теория функциональных систем и структура поведенческого акта академика П.К. Анохина [7]; разработанные Г.А. Шичко теория психологического программирования, метод и методика освобождения от алкогольной и табачной зависимостей [1, 8]; поведенческий подход в психологии, структура и закономерности поведения, закон научения, управление поведением, умственные операции, эмоция, зависимость, теория и практика саногенного (оздоравливающего) мышления доктора психологических наук, профессора Ю.М. Орлова [9, 10].

Определение наркомании как поведения приводит нас к другому пониманию её природы. А это позволяет рассмотреть её с позиций отечественной научной психологии, стоящей на фундаменте другой науки — физиологии высшей нервной деятельности. Тогда возможно мыслить и анализировать зависимость в научных категориях, указанных выше.

Благодаря этим знаниям сформулированы законы научения, по которым возникает и изменяется поведение. «Научение — это становление нового поведения вследствие повторения жизненных ситуаций. … Если поведение сочетается с переживанием удовольствия, то есть получает положительное эмоциональное подкрепление, то происходит научение этому поведению. При отрицательном эмоциональном подкреплении сдерживается, подавляется и даже вытесняется в бессознательное. … Если образ сочетается с переживанием и это повторяется достаточно часто, то сам образ становиться стимулом, вызывающим это переживание» [2, с. 40].

Эти законы нам объясняют, как возникает зависимость и, что нужно сделать, чтобы изменить поведение «зависимого человека» и образ его мыслей.

Итак, зависимость – это привычное поведение, имеющее характер навязчивости. При освобождении от зависимости объектами психологической работы является структура поведения, эмоция и личностная черта, управляющие наркотическим поведением.

Принципы избавления от зависимости.

Первый: если зависимость – поведение, и оно результат научения, то избавление есть обратный процесс – отучивание или угашение (угашение патологического влечения (обсессии) и угашение поведения в конкретных ситуациях (компульсии)).

Второй: формирование нового вида поведения (трезвого) через положительное подкрепление.

Поскольку любое поведение имеет свойство быть устойчивым, то цель избавления от зависимости – формирование устойчивой структуры безнаркотического трезвого поведения, которое становится привычным и приносит удовлетворение. Применение сформулированных принципов избавления дают возможность предвидеть результаты избавления и анализировать причины возврата к наркотическому поведению («срывов») [11].

Представленная точка зрения целостна и имеет вид психологической теории образования зависимости (наркомании, алкоголизма, табакокурения и т.д.). По ней можно дискутировать. Выяснение степени её истинности – это уже предмет практики. А практика успешного применения этой теории уже существует: психологические технологии «Чувство покоя», «Итерационное угашение. Переработка переживаний», метод «Способ устранения наркотического поведения».

Список литературы

1. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма (Заключительный отчёт). НИИ Экспериментальной медицины АМН СССР. Ленинград, 1981. – С. 159 – 168.

2. Иванов В.А. К вопросу о наркотической зависимости. М.: РадиоСофт, 2014. С. 6 -13., с. 40.

3. Шичко Г.А. Привычка, побеждаемая разумом. Интервью Г.А. Шичко в газете «Агитатор» № 25 (2868) от 16 июля 1985 г.// Карпачёв А.А., Карпачёва Е.И., Карпачёв Д.А. Формирование трезвого здорового образа жизни на основе психолого-педагогического метода Г.А. Шичко. Методическое пособие. М.: Википринт, 2017. ISBN 978-5-9500666-0-3, с. 81 – 86.

4. Жданов В.Г., Троицкая С.И. Алкогольный террор. СПб.: Питер, 2010, с. 47.

5. Собриология. Наука об отрезвлении общества. М.: Концептуал, 2013, с. 239 – 242.

6. Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. Ленинград, 1991, с. 129.

7. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

8.  Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы. (Вторая сигнальная система и рефлекторная деятельность), Ленинград: Медицина, Ленинградское отделение, 1969. – 216 с.

9. Орлов Ю.М. Научение. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997.

10. Орлов Ю.М. Саногенное и патогенное мышление. М., 1997.

11. Иванов В.А. К вопросу о теории зависимости. // Пути и условия совершенствования системы профилактики зависимых форм поведения в образовательной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Евразийская ассоциация здоровья, 2018, с. 29-32. ISBN 978-5-6041141-3-1