Распространенность алкогольных проблем среди студентов высших учебных заведений Беларуси

Мокров Ю.В., Калацкий М.В., Позняк В.А., Крискевич К.Д., Разводовский Ю.Е.
Гродненский государственный медицинский университет

В настоящей работе изучен уровень, стиль потребления алкоголя, а также распространенность различных связанных с алкоголем проблем среди студенческой молодежи. Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов университетов употребляют алкоголь, причем многие употребляют алкоголь в больших дозах за короткий промежуток времени. Фестивальный стиль потребления алкоголя является фактором различных неблагоприятных последствий, таких как пьяный травматизм, амнестические формы опьянения, забвение социальных интересов. У многих студентов имеются признаки формирования алкогольной зависимости, что вызывает серьезное беспокойство и требует незамедлительных профилактических мер.

Ключевые слова: студенты, алкогольные проблемы, Беларусь.

Высокий уровень связанных с алкоголем проблем среди учащейся молодежи является предметом беспокойства во многих странах мира [1-4, 6-9]. Употребление алкоголя студентами ассоциируется с целым комплексом проблем, объединенных общим термином «вторичный эффект» («second-handeffect»). Сюда относятся такие проблемы, как асоциальное поведение, пьяный травматизм, снижение успеваемости, алкогольная за- висимость [1,12]. Результаты исследований указывают на то, что уровень алкогольных проблем среди студентов растет по мере увеличения срока обучения [9,16]. Данный феномен обусловлен различными факторами, одним из которых может быть высокий уровень стресса, испытываемый студентами в процессе обучения [13,15].

Анализ результатов скриниговых исследований показал, что большинство белорусских студентов эпизодически употребляют алкоголь [3]. Причем для большинства из них характерен токсико-ориентированный (фестивальный) стиль употребления алкоголя, когда доза алкоголя, употребляемого в течение одной выпивки превышает 5 стандартных порций для мужчин и 4 для женщин [1]. В результате риск возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя (снижение академической успеваемости) увеличивается даже при относительно небольшой суммарной месячной дозе алкоголя [3]. Феномен снижения академической успеваемости у студентов, эпизодически употребляющих алкогольные изделия получил название «превентивный парадокс»[12].

Алкоголь оказывает выраженное нейротоксическое действие на развивающийся головной мозг, вызывая нарушения когнитивных функций у молодых людей [14]. Термин «когнитивные функции» часто используется для обозначения таких высших интегративных функций мозга (ВИФМ) как память, внимание, мышление и исполнительные функции [17]. Нарушения ВИФМ под влиянием острого или хронического употребления алкоголя связывают с прямым или опосредованным нейротоксическим действием этанола [11,14,17].

Снижение функций фронтальной париетальной части головного мозга наблюдается у молодых женщин во время решения задач при использовании кратковременной (рабочей) памяти [17]. Связанное с алкоголем снижение памяти ассоциируется с острым нарушением функции гиппокампа (гиппокампальная дисфункция), встречающееся у каждого четвѐртого студента, употребляющего алкоголь [1]. Возможны и другие механизмы снижения академической успеваемости студентов, в том числе снижение когнитивных функций из-за повышения уровня ошибочных действий [14]. Установлена корреляционная зависимость между активностью нейронов в области передней поясной извилины и количеством совершаемых ошибок в эксперименте с академической успеваемостью студентов [17].

При эпизодическом употреблении малых доз алкоголя нарушения ВИФМ могут быть на первый взгляд не заметны, но при усложнении задачи, когда необходим высокий когнитивный контроль, эффект употребления алкоголя сразу же проявляется нарушением функции внимания и процессинга информации при одновременном нарастании числа ошибочных действий [17]. Нарушение ВИФМ, вызванное алкоголем, приводит не только к снижению академической успеваемости, но и адаптивной способности студентов [6].

Актуальной задачей является проведение скрининговых исследований с целью изучения распространенности связанных с алкоголем проблем среди студенческой молодежи. Наиболее часто используемым способом скрининга является применение стандартизированных опросников, в которых респонденту предлагается ответить на вопросы, касающиеся частотно-количесивенных характеристик потребления алкоголя и наличия различного рода связанных с алкоголем проблем.

Целью настоящего исследования было изучение уровня и стиля потребления алкоголя, а также распространенность различных связанных с алкоголем проблем среди студенческой молодежи.

Материалы и методы

Объектом исследования явились 196 студентов (43 юношей и 153 девушки) университетов г. Гродно. Средний возраст студентов составил 20±0,1 года. С целью изучения уровня и стиля потребления алкоголя, а также распространенности различных связанных с алкоголем проблем использовался опросник AUDIT, который является стандартизированным инструмента скрининга, рекомендованным ВОЗ [7,10]. Анкетирование проводилось анонимно перед занятиями по согласованию с администрацией вуза и преподавателями. Cтатистическая обработка данных проводилась с помощью Excell 2007 и стандартного статистического пакета SPSS (Statistical Package for the Social Science) 16.0 версии для Window sпараметрическими и непараметрическими методами.

Результаты и их обсуждение

Согласно результатам скрининга алкоголь употребляют 76,2% юношей и 76,5% девушек. Дифференцировка по виду употребляемого алкогольного изделия выглядит следующим образом: водку употребляют 43,2% юношей и 21,3% девушек; пиво употребляют 67,6% юношей и 42,6% девушек; сухое вино употребляют 35,1% юношей и 63,1% девушек; плодово-ягодное вино употребляют 29,7% юношей и 18,1% девушек; домашнее вино употребляют 21,6% юношей и 23% девушек; джин-тоник употребляют 13,5% юношей и 4,9% девушек; самогон употребляют 21,6% юношей и 1,6% девушек. Полученные данные говорят о том, что юноши отдают предпочтение пиву, а девушки преимущественно употребляют сухое вино. Алкогольным изделием второго выбора у юношей является водка, а у девушек – пиво.

Данные, представленные на рисунке 1 говорят о том, что 32,6% юношей и 40,5% девушек употребляют алкоголь 1 раз в месяц и реже; 32,6% юношей и 32,7% девушек употребляют алкоголь 2-4 раза в месяц; 11,6% юношей и 4,6% девушек употребляют алкоголь 2-3 раза в неделю. Более половины юношей и девушек практически не употребляют алкоголь.

Рисунок   1.   Диаграмма    частот   встречаемости    градаций   признака   «Как   часто    вы употребляете алкогольные изделия?»

Рисунок 2. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Сколько стандартных доз алкоголя вы выпиваете в день выпивки?»

Одним из факторов высокого уровня, так называемых «острых» связанных с алкоголем проблем, является фестивальный, или «Северный» стиль потребления, который характеризуется употреблением больших доз крепкого алкоголя в течение короткого промежутка времени [5]. Данные, представленные на рисунке 2 говорят о том, что наиболее распространенным стилем потребления алкоголя у юношей (42,1%) и девушек (50%) является употребление 1-2 стандартных доз в день выпивки (одна стандартная доза эквивалентна 10 граммам абсолютного алкоголя). При этом 26,3% юношей и 34,7% девушек употребляют в день выпивки 2-3 стандартные дозы; 10,5% юношей и 11,3% девушек употребляют в день выпивки 5-6 стандартных доз; 15,8% юношей и 3,2% девушек употребляют в день выписки 7-9 стандартных доз; 5,3% юношей и 0,8% девушек употребляют в день выпивки 10 и более стандартных доз.

Критерием риска острых алкогольных проблем является употребление алкоголя в дозах, ассоциирующихся с высоким риском алкогольных проблем, т.е. выше порогового уровня [3]. Наиболее часто используемым критерием порогового уровня риска

алкогольных проблем является 5+/6+ стандартных доз алкоголя в течение одной выпивки [5]. Согласно результатам скрининга (рисунок 3) 14% юношей и 2% девушек ежемесячно употребляют 6 и более стандартных доз алкоголя в течение одной выпивки, а 7% юношей и 2,6% девушек еженедельно употребляют более 6 стандартных доз алкоголя в течение одной выпивки.

Рисунок 3. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто вы выпиваете 6 и более стандартных доз алкоголя в течение одной выпивки?»

Одним из ключевых симптомов в диагностике алкогольной зависимости является утрата способности контролировать количество выпиваемого алкоголя [5]. Согласно результатам скрининга, утрату количественного контроля признали 14% юношей и 5,2% девушек (рисунок 4). При этом 4,7% юношей признали, что теряют способность контролировать количество выпиваемого алкоголя ежемесячно, а 4,7% юношей теряют количественный контроль еженедельно.

Рисунок 4. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто в течение последнего года вы обнаруживали, что начав выпивку, вы не способны остановиться?»

Употребление алкоголя часто становится причиной того, что человек перестает выполнять свои обязанности в семье, на работе (так называемое забвение социальных интересов) [5]. Результаты скрининга показали (рисунок 5), что 11,6% юношей и 10,5% девушек оказывались в ситуации, когда из-за выпивки они сделали то, что от них ожидали. При этом 2,3% юношей признали, что оказываются в такой ситуации еженедельно.

Рисунок 5. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто в течение года из-за выпивки не сделали что-то, чего от вас ожидали?»

Ключевым диагностическим критерием алкогольной зависимости является синдром отмены (абстинентный синдром) [5]. Результаты скрининга (рисунок 6) показали, что 13,9% юношей и 10,5% девушек хотя бы в раз в жизни вынуждены были похмеляться для того, чтобы облегчить свое физическое состояние после алкогольного эксцесса. При этом 2,3% юношей и 2,6% девушек признали, что испытывают состояние отмены ежемесячно, а 2,3% юношей испытывают абстинентный синдром еженедельно.

Рисунок 6. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто в течение последнего года вы похмелялись?»

Согласно полученным данным, чувство вины и раскаяния после выпивки испытывали 7% юношей и 8,5% девушек. При этом 7% юношей и 7,8% девушек испытывают чувство вины реже, чем 1 раз в месяц (рисунок 7).

Рисунок 7. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто в течение последнего года вы испытывали чувство вины из-за выпивки?»

Несмотря на то, что амнестические формы опьянения не являются надежными диагностическими критериями алкогольной зависимости, их появление свидетельствует о появлении серьезных проблем с выпивкой [5]. Согласно полученным результатам 18,6% юношей и 9,8% девушек на следующий день после выпивки вы не могли вспомнить, что происходило во время выпивки (рисунок 8). При этом 2,3% юношей еженедельно испытывали нарушения памяти, связанные с выпивкой, а 2,3% юношей испытывают такие нарушения ежедневно.

Рисунок 8. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Как часто в течение последнего года на следующий день после выпивки вы не могли вспомнить, что происходило во время опьянения?»

Травмы и телесные повреждения, полученные в состоянии алкогольного опьянения, свидетельствуют о проблемном пьянстве [5]. Полученные данные говорят о том, что алкоголь становился причиной травм и несчастных случаев у 11,6% юношей и 2,6% девушек. При этом у 7% юношей и 0,7% девушек выпивка становилась причиной травм и несчастных случаев в течение последнего года (рисунок 9).

Рисунок 9. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Становилась ли ваша выпивка причиной травм и несчастных случаев?»

В определенной степени потребление алкоголя регулируется неформальным социальным контролем [5]. Знакомые и родственники часто выражают озабоченность по поводу употребления алкоголя близким человеком. Результаты скрининга показали, что в течение последнего года 2,4% юношей и 2% девушек приходилось выслушивать от родственников совет прекратить пить (рисунок 10).

Рисунок 10. Диаграмма частот встречаемости градаций признака «Кто-нибудь из ваших родственников когда-либо советовал вам прекратить пить?»

Таким образом, результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов университетов употребляют алкоголь, причем многие

употребляют алкоголь в больших дозах за короткий промежуток времени. Фестивальный стиль потребления алкоголя является причиной различных неблагоприятных последствий, таких как пьяный травматизм, амнестические формы опьянения, забвение социальных интересов. У многих студентов имеются признаки формирования алкогольной зависимости, что вызывает серьезное беспокойство и требует незамедлительных профилактических мер. Гендерные различия в уровне алкогольных проблем среди студентов заключаются в том, что фестивальный стиль потребления алкоголя, а также утрата контроля за количеством выпиваемого алкоголя значительно более распространены среди юношей. Полученные данные могут быть использованы при разработке комплексной программы профилактики алкогольных проблем среди студенческой молодежи.

Литература

  1. Вэлком М.О., Разводовский Ю.Е., Мельничук В.И., Переверзева Е.В., Переверзев В.А.О феномене «превентивный парадокс» у выпивающих студентов разного пола. Вестн. Смоленской мед. академии. 2012. № 1. С. 12–20.
  2. Козловский А.В., Винницкая А.Г.,Разводовский Ю.Е. Факторы риска приобщения молодежи к наркотикам. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2008. №4. С. 41–45.
  3. Осайн В.М., Разводовский Ю.Е., Переверзев В.А. Употребление алкоголя студентами Минска. // Здравоохранение. 2010. №2. С. 24–27.
  4. Разводовский, Ю.Е. Кросс-культуральные аспекты формирования алкогольной зависимости. // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. №1. С. 111–114.
  5. Разводовский, Ю.Е. Наркология. Гродно. 2003. 92 с.
  6. BalsaA.I., Giuliano L.M., French M.T. The effects of alcohol use on academic achievement in high school. Econ Educ Rev. – 2011. – Vol. 30, № 1. – P. 1–15.
  7. Bohn, M.J., Babor T.F., Kranzler H.R. The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT): validation of a screening instrument for use in medical settings. J Stud Alcohol. – 1995, № 56. – P. 423–432.
  8. Fillmore M.T., Vogel-Sprott M. Response inhibition under alcohol: effects of cognitive and motivational control. J Stud Alcohol. 2000. Vol.61, №2. P. 239–246.
  9. Gill, J.S. Reported levels of alcohol consumption and binge drinking within the UK undergraduate student population over the last 25 years. Alcohol & Alcoholism. – 2002.– Vol.37. – N2. – P. 109–120.
  10. Hays R.D., Merz J.F., Nicholas R. Response burden, reliability, and validity of the CAGE, Short MAST, and AUDIT alcohol screening measures. Behav Res MethInstrum Comp. – 1995, № 27. – P. 277–280.
  11. Holroyd C.B.,Yeung N. Alcohol and error processing. Trends in Neurosci. –2003. August. – Vol. 26, № 8. – P. 402– 404.
  12. Kreitman N. Alcohol consumption and the preventive paradox. Br J Addict. – 1986.– № 81. – P. 353– 63.
  13. Little F. A., Shahnaz V., Fernandez Rao S., Vardhana Rao M.V., Laxmajah A., Madhavan Nair K. Perceived stress, life events & coping among higher secondary students of Hyderabad, India: A pilot study. Indian J Med Res. – 2011. – Vol. 134. – P. 61– 68.
  14. Ridderinkhof K.R., de Vlugt Y., Bramlage A., Spaan M., Elton M., Snel J., Band GPH. Alcohol consumption impairs detection of performance errors in mediofrontal cortex. Science. –2002. – Vol. 298. – P. 2209–2211.
  15. Shaikh B. T., Kanloon A., Kazmi M., Khalid H., Nawaz K., Khan N.A., Khan S. Students, Stress and Coping Strategies: A Case of Pakistani Medical School. Education for Health. Education for Health. – 2004. — Vol. 17, N. 3. – P. 346 – 353.
  16. Singleton, R.A.Jr. Collegiate Alcohol Consumption and AcademicPerformance. J. Stud. Alcohol Drugs. – 2007. – Vol. 68. – P. 548– 555.
  17. Tu Y., Kroener S, Abernathy K, Lapish C, Seamans J, Chandler LJ, Woodward JJ.Ethanol Inhibits Persistent Activity in Prefrontal Cortical Neurons. The Journal of Neuroscience. –2007. – Vol. 27, № 17. – P. 4765-4775.