Л.С. Попова
Алкоголизм – это порождение варварства – мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского
Д. Лондон
В статье, выполненной на основе материалов хранящихся в Государственном архиве Иркутской области и Якутской национальной библиотеке им. А.С. Пушкина, даётся краткий обзор публикаций на тему пьянства, алкоголизма и алкоголизации на Крайнем Севере из далёкого прошлого и настоящего времени. Затрагиваются вопросы профилактики алкоголизма и пропаганды трезвого образа жизни 125 лет тому назад и в наши дни. Делается акцент на целесообразность введения «Сухого закона», следуя примеру выдающегося общественного деятеля, депутата Государственной думы М.Д. Челышёва и заветам корифеев медицинской науки В.М. Бехтерева и Ф.Г. Углова.
Ключевые слова: Аборигены Крайнего Севера, пьянство, алкоголизация, православные миссионеры, Братство во имя Христа Спасителя, борьба за трезвость: прошлое и настоящее, «Сухой закон».
Проблема пьянства и алкоголизации в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе и Якутии, упоминается в письменных источниках, оставленных первыми исследователями этих мест в составе научных экспедиций и отчётах первопроходцев.
Особое внимание на это явление обратили священнослужители – миссионеры Русской православной церкви, которые стали подробно изучать быт и нравы местного населения.
Например, настоятель Ытык-Кёльской Преображенской церкви Ботурусского улуса Якутского округа, протоиерей Димитриан Попов (1827-1896), участник Сибиряковской экспедиции, действительный член Императорского Русского географического общества, в своей рукописи «Краткий очерк о нравах, характере, приёмах, обычаях якутов старого и нового времени», представленной в Восточно-Сибирский отдел ИРГО в 1895 г., писал: «Якуты, как и все вообще азиаты, имеют большую склонность к пьянству и азартным играм. Вследствие этого за последнее время появилась масса бесконтрольной продажи водки, порождающая в народе немало бесшабашных и буйных личностей, приносящих обществу неожиданные хлопоты и труды. Хотя случаев большого пьянства не замечается в приходе, но всё же, якуты большие охотники до вина».
Э.К. Пекарский при знакомстве с рукописью, делает примечание, что «нередко представители Якутской знати не брезгают даже торговать водкой (цена 1 рубль за бутылку)» [1].
Протоирей Димитриан, отслужив в данном приходе 46 с лишним лет до самой смерти, постоянно общался с простым народом, находящимся в холоде и голоде, под двойным гнётом, самодержавия и местных тойонов. Он был свидетелем того, как безграмотные бесправные охотники отдавали «мягкое золото», добытое в дебрях студёной бескрайней тайги за «огненную воду» и оставались ни с чем. В своих проповедях, наряду с общехристианскими законами, в беседах о вопросах нравственности и правилах гигиены, священнослужитель пропагандировал трезвый образ жизни для новоявленных прихожан на их родном языке, которым владел в совершенстве. Дело отца Димитриана продолжали ученики его частной школы, первой школы Ботурусского улуса.
Ученик отца Димитриана, ставший известным общественным деятелем Егор Дмитриевич Николаев, отмечал, что пьянство приводит к обнищанию его соотечественников. Став главой Ботурусского улуса, он запретил тайную продажу водки и картёжные игры, что послужило примером для глав других улусов. Забота Е.Д. Николаева о просвещении и благополучии своего народа освещалась в центральной печати [2].
Профилактику и большую планомерную работу с пьянством, алкоголизмом и азартными играми проводила церковь, а именно Якутское церковное Братство во имя Христа Спасителя открытое 16 января 1892 года в г. Якутске по почину Преосвященнейшего Мелетия (Якимова), епископа Якутского и Вилюйского. В своём отчёте за 1901-1902 годы Совет Братства писал о необходимости «устройства и поддержания в г. Якутске, в воскресные и праздничные дни, религиозно-нравственных чтений; для умственного развития и нравственной пользы обывателей, в противовес тем грубым и низменным развлечениям, к которым многие уже привыкли, и приучаются даже с детства без различия пола предаваться в эти дни играм в карты и винопитию». По инициативе архипастыря, на эти цели было отпущено 4000 рублей и Совет решился приступить к постройке собственного помещения с читальным залом и библиотекой.
Составление плана Братского Дома было поручено вольному практику – художнику Попову (внуку протоиерея Димитриана – прим.- Л.П.) при участии отца Ректора Семинарии протоиерея Ф. Стукова [3].
В то же время религиозно-нравственные чтения проводились во всех учебных заведениях г. Якутска. Например, «Якутские епархиальные ведомости» 16 ноября 1903 года писали о воскресном чтении, которое сопровождалось духовной музыкой и демонстрацией картин при помощи Волшебного фонаря, проведённом в Епархиальном женском училище. Картины на стекле, отражающие быт аборигенов Якутии были изготовлены местным художником И.В. Поповым и служили молодым девушкам полезным наглядным пособием для будущей работы и пропаганды здорового образа жизни на селе [4].
Проблемы бытового пьянства, алкоголизма, алкоголизации и вымирания аборигенов широко обсуждалось в периодической печати. Например, газета «Якутская окраина» часто поднимала вопрос о борьбе со спаиванием инородцев и поднятии престижа грамотных учителей в школах края. При этом отмечала, что «главными просветителями инородцев по-прежнему остаются друзья – купцы с их водкой и гнилыми товарами» [5]. Газета также писала: «…Водка и спирт, как проводники торговли в северных округах Якутской области завоевала себе полное право гражданства среди инородцев. Почти десять лет поднимается вопрос о запрещении ввоза и хранения спиртных «напитков» в Верхоянском и Колымском округах, но до сего времени благих результатов он не принёс.
На бумаге провоз воспрещается, время от времени ловятся «преступники», составляются протоколы, но сама жизнь с её «нелегальной торговлей» спирта, не обращая внимания на «запрещения», диктует условия и самим «ловцам». Якутский губернатор в своём известном циркуляре о преследовании недозволенной торговли спиртным в северных округах, вынужден был констатировать, что пьёт инородец, пьёт чиновник, пьёт «батюшка» и пр.» Далее в газете отмечалось, что «принятие репрессивных мероприятий не столько уменьшает распространение спиртных напитков, сколько ведёт к удорожанию их и заставляет инородца вместо одного песца тащить за спирт пару и более.» [6]. Выход из этого положения автор видел в укреплении сознания самого населения.
На эту чрезвычайную ситуацию в регионе обратили внимание члены, впервые открытого Якутского отделения Русского географического общества. 27 апреля 1913 г. они посвятили ей своё заседание и в течение 2-х часов внимательно слушали лекцию г. Синкевича «О табаке и алкоголе, и их вредном влиянии на человека» [7]…
«Борьба» с пьянством продолжалась до 1915 года, когда по инициативе Михаила Дмитриевича Челышёва и началом Первой мировой войны, был введён «Сухой закон». Народ пришёл в сознание и взял власть в свои руки под руководством В.И. Ленина и его соратников…
В годы Советской власти, особенно после «вынужденной» отмены «Сухого закона», продолжалось углублённое изучение влияния алкоголя на сознание человека. Было научно доказано, что даже малые дозы алкогольных «напитков» и пива относятся к наркотической группе веществ, приводящих к привыканию и отравлению организма, разрушению мозга, деградации личности. Проводилась широкая пропаганда трезвого образа жизни силами медицинских работников, активистов Красного Креста, Всесоюзного общества «Знание». Применялось даже принудительное лечение алкоголиков. Большими тиражами выходила санитарно-просветительная литература, издавались красочные плакаты, сатирические журналы, демонстрировались документальные фильмы о вреде алкоголя. Но пьянство не исчезало.
Сегодня, по-прежнему, и даже больше прежнего, ведётся противоалкогольная пропаганда. Открываются наркологические диспансеры, центры реабилитации и кабинеты анонимного лечения, применяются новейшие методы избавления от алкогольной зависимости; проводятся меры по ограничению времени продажи алкогольных «напитков», запрещается их реклама; измеряются расстояния от школьных, детских, культурных учреждений до множества алкомаркетов. Активно работают врачи наркологи, психотерапевты, даже экстрасенсы и шаманы. Более того, организуются научно-практические конференции, методические семинары и форумы, посвященные проблемам алкоголизма и алкоголизации населения [8].
В 2014 г. в республике издан уникальный учебник д.м.н. проф. К.Г. Башарина «Трезвость – закон жизни: патологоанатомические изменения в органах человека при воздействии алкоголя» на основе богатейшего практического материала [9].
Особое внимание привлекает труд известного фтизиатра, д.м.н. проф. М.А. Тырылгина «Проблемы охраны здоровья населения Крайнего Севера (на примере региона Якутия)» В работе показана общая картина здоровья населения Якутии, раскрыты глубокие исторические и социальные корни коварных заболеваний аборигенов Крайнего Севера, указаны пути их искоренения «при участливом отношении и должной поддержке со стороны государства и общества» [10].
Проводит постоянные глубоко содержательные лекции среди населения города и республики, печатает заметки в газетах о вреде алкоголя и путях оздоровления народа на русском и якутском языках убеждённый борец за здоровый образ жизни, бывший заместитель министра по молодёжной политике Матвей Иванович Лыткин…
Проходят годы, десятилетия, столетия, но проблема пьянства на Севере остаётся.
В настоящее время пьянство, алкоголизм, алкоголизация приобрели более агрессивный характер, чем 125 лет тому назад. Постулаты христианской православной веры и грехопадение, по-видимому, воспринимаются не так остро новым поколением людей. Подростки и даже дети выходят из-под строгого контроля родителей и учителей, под воздействием, так называемой, массовой культуры, и нашего равнодушия.
Надо отдать должное журналистам, они нас информируют, предупреждают, пишут о появлении вопиющих фактов пьянства среди женщин и подростков, ведущих даже к убийствам и самоубийствам; пишут о процветании алкогольного бизнеса [11, 12, 13, 14].
Извечный вопрос, как быть и что делать?
В этой связи вспоминается принципиальная позиция Джека Лондона по отношению к алкоголю, выстраданная в результате его бесценного жизненного опыта и высказанная им 103 года тому назад. Он настаивал на полном запрете алкоголя: «…полное запрещение в национальном масштабе, подчёркиваю – полное. Я не признаю полумер. Полумеры нечестны, равносильны конфискации и приводят к закулисным махинациям, обману и нарушениям закона. Когда нация поставит перед собой цель полного запрещения, это станет концом алкоголя и не будет ни махинации, ни обмана, ни закононарушений. Лично я буду употреблять алкогольные напитки до тех пор, пока они доступны. Когда полное запрещение сделает алкоголь недоступным, я перестану пить, и это совсем не будет тяжким испытанием для меня, и для других людей, как я, имя им – легион. А поколение парней после нас ничего не будет знать об алкоголе, кроме, разве, того, что он был глупым пороком их диких предшественников» — Джек Лондон [15].
Поневоле, изучив многовековую историю борьбы с пьянством, мы вынуждены согласиться с гуманной идеей замечательного человека и большого писателя-реалиста.
Без сомнения, пришла пора вспомнить инициативу видного общественного деятеля, патриота России, депутата Государственной Думы Михаила Дмитриевича Челышёва; внять призывам корифеев медицинской науки: всемирно известного невролога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева, выдающегося хирурга и психолога Фёдора Григорьевича Углова — неутомимых борцов за трезвость, здоровье и жизнь народа [16].
Вспоминая прошлое, испытывая настоящее и задумываясь о будущем, поневоле приходишь к мысли, не пора ли перейти от слов к делу? И, просто возложить это важное дело на своих избранников – депутатов Государственной Думы нашего государства.
Каково же будет решение участников судьбоносного форума по назревшим проблемам пьянства, алкоголизма, алкоголизации и трезвости во всём мире и в нашей отдельно взятой стране?
Источники и литература
1. Попов Д.Д. Краткий очерк о нравах, характере, приёмах и обычаях якутов старого и нового времени //Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Восточно-Сибирский отдел ИРГО. 1895. (Рукопись). Ф. 293. Оп. 1. Ед. хр. 657. С.69.
2. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб. 1891. — С.236.
3. Якутское церковное Братство во имя Христа Спасителя за Х лет его существования (Отчёт за 1901-1903) //Якутские епархиальные ведомости. 1903. № 2. 16 января. С.27-28.
4. Религиозно-нравственные чтения в Епархиальном женском училище //Якутские епархиальные ведомости. 1903. 16 ноября. № 22. С.359.
5. Инородческий вопрос в Америке и Сибири //Якутская окраина.1912. № 40. 19 сентября. С. 1.
6. Николаев В. Борьба со спаиванием инородцев //Якутская окраина.1912. № 17. 18 августа. С.1.
7. Отчёт Якутского отделения Общества изучения Сибири за 1912-1913 гг. ЯО РГО. //Протокол собрания ЯО РГО. 25 августа 1913 г.
8. Два форума на трезвую тему //Якутия. 2014. 11 апреля. С.3.
9. Башарин К.Г. Трезвость – закон жизни: патологоанатомические изменения в органах человека при воздействии алкоголя. Северо-Восточный федеральный университет. Якутск, 2014.
10. Тырылгин М.А. Проблемы охраны здоровья населения Крайнего Севера (на примере региона Якутия). Новосибирск: Издательство «Наука», 2008.
11. Школьника арестовали за убийство отца //Якутск вечерний. 2019. 21 июня. С. 10
12. Страх потеряли-2. Деткам-убийцам вынесли приговоры //Якутск вечерний. 2019. 26 июля. С.11.
13. Убив родную сестру, брат продолжил пьянствовать //Якутск вечерний. 2019. 19 июля. С 12.
14. Бутлегеры процветают! Изъято 23 тыс. бутылок «Палёнки»//Там же. С. 6.
15. Лондон Д.В. Гейсвейту. Телеграмма. Глен-Эллен, Калифорния. 8 октября 1916. //Быков В.М. Джек Лондон. Саратов: Издательство университета,1968. С. 268.
16. Углов Фёдор. Сердце хирурга. Оригинальное издание. Москва: «Издательство АСТ», 2019.
Иллюстрации
Приложение: Иллюстрации к краткому обзору публикаций на тему пьянства, алкоголизма, алкоголизации и борьбы за трезвость в Якутии из далекого прошлого и настоящего времени.