Третье трезвенническое движение в нашем Отечестве

Маюров А.Н.

Международная академия трезвости, Нижний Новгород





Маюров Александр Николаевич (р. 20 апреля 1951 года) — доктор педагогических наук, профессор, академик, член Союза писателей России, один из зачинателей современного — четвертого этапа трезвеннического движения в СССР, создатель нового профилактического предмета для средних общеобразовательных школ «Уроки культуры здоровья» (11 учебных пособий), соучредитель новой учебной дисциплины для вузов «Собриология» — науки о трезвости, член Межведомственного совета по общественному здоровью при Минздраве России,  президент Международной академии трезвости.

    Третья волна организованного трезвеннического движения прокатилась по стране, начиная с середины 20-х годов XX века. В первые годы Советской власти на территории РСФСР было открыто более 300 чайных, молочных и других подобных учреждений общественного питания. На общественных началах с 1924 года создаются Комиссии по оздоровлению труда и быта (КОТиБЫ), члены которых назывались наркодружинниками. Мосздравотдел и бюро секции здравоохранения Моссовета с 1925 года стали издавать двухнедельный журнал «За новый быт». Материалы, публиковавшиеся в нем, были направлены на борьбу с алкоголизмом как причиной роста детской беспризорности, количества туберкулезных заболеваний и т. п.

         Наступление на алкоголь шло по двум направлениям. Принимались государственные меры. Совет Народных Комиссаров РСФСР 11 сентября 1926 года издал постановление «О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом», Совет труда и обороны — о запрете торговли спиртными изделиями в дни зарплаты у предприятий. С осени этого же года в школах были введены обязательные занятия по антиалкогольному просвещению. В марте 1927 года в ряде городов РСФСР были введены некоторые ограничения на продажу спиртного — малолетним, лицам в нетрезвом состоянии, в выходные и праздничные дни, в буфетах заведений культуры и т.д. Госплан РСФСР выделил на борьбу с алкоголизмом 100 млн. руб. В феврале 1928 года было создано «Общество борьбы с алкоголизмом», учрежден журнал «Трезвость и культура» и многое другое. Среди членов — учредителей Общества были такие известные ученые, писатели и общественные деятели, как Бах Алексей Николаевич (5 [17] марта 1857 — 13 мая 1946), В.А. Обух (25 марта (6 апреля) 1870 — 14 июня 1934), П.Б. Ганушкин (24 февраля (8 марта) 1875 — 23 февраля 1933), Д. Бедный [1(13) апреля 1883 – 25 мая 1945], Вс. Иванов (12 (24) февраля 1895 — 15 августа 1963 года), С.М. Буденный [13(25) апреля 1883 — 26 октября 1973], Н.И. Подвойский (4 [16] февраля 1880 — 28 июля 1948), Е.М. Ярославский (19 февраля [3 марта] 1878 года — 4 декабря 1943) и другие. Страна начала возвращаться к нормальной трезвой жизни.  Поддержку новой общественной организации оказали Московский комитет ВЛКСМ и Моссовет. Председателем общества был избран экономист и литератор Юрий Ларин (М.А. Лурье) (17 июня 1882 — 14 января 1932), его первым заместителем — рабочий-металлист, член Президиума ЦКК ВКП (б) С.М. Семков, секретарем — врач Э.И. Дейчман (1). За первый год существования общества было создано более 150 местных (губернских, окружных) организаций по борьбе с алкоголизмом, общая численность ОБСА выросла до 200 тысяч членов.

«Не пей! С пьяных глаз ты можешь обнять своего классового врага!» Плакат с таким призывом, описанный Михаилом Зощенко в рассказе «Землетрясение», как нельзя лучше отразил общее, весьма политизированное направление деятельности созданного в феврале 1928 года «Общества по борьбе с алкоголизмом».

Следует заметить, что Советская власть, одной рукой открывшая дорогу спаиванию населения дешевой водкой, другой все-таки пыталась бороться с пьянством. Меры эти, конечно, возымели некоторое действие, хотя не столь существенные, как ожидалось. Дело в том, что позиция властей по отношению к пьянству была двойственной: с одной стороны, его негативные социальные последствия были очевидны, а с другой стороны, доходы от продажи алкоголя были «важной» статьей бюджета. Поэтому задача борьбы с пьянством была переложена на плечи общественности. Это позволяло, в случае необходимости, совершить резкий поворот в алкогольной политике в противоположную сторону или, по крайней мере, контролировать антиалкогольную кампанию со стороны, придавая ей нужную направленность и остроту.

Первая ячейка общества борьбы с алкоголизмом была создана в Орехово-Зуево уже в 1926 году. Хотя в Тезисах ЦК ВКП (б) «О борьбе с пьянством» (июнь 1926 года) употребление спиртного продолжало связываться с «наследием старого быта», однако к числу факторов пьянства были отнесены не только «буржуазная идеология», но и «нэпманская стихия». Подобная увязка потребления алкоголя с новой экономической политикой не только добавляла борьбе с пьянством недостающую ей классовую составляющую, но и оставляла возможности маневра в случае свертывания нэпа. Коль скоро будет удалена «основная причина» алкоголизма, то и само «следствие» исчезнет автоматически. Другими словами, в новых условиях расширение выпуска водки (фактически — главная причина пьянства), как источника средств ускоренной индустриализации, якобы не представляло собой опасности.

Тем не менее, во второй половине двадцатых годов антиалкогольные меры не сводились к театрализованным представлениям и идеологическим заклинаниям. Вышедший в сентябре 1926 года декрет СНК РСФСР «О ближайших мерах в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы с алкоголизмом», помимо борьбы с самогоноварением и развития антиалкогольной пропаганды, предусматривал введение системы принудительного избавления алкоголиков. С осени этого же года в школах были введены обязательные занятия по антиалкогольному просвещению.

Активное участие в кампании против пьянства приняли видные советские ученые. Например, в 1927 году вышла книга В.М. Бехтерева «Алкоголизм и борьба с ним», в которой, в частности, «отрезвление трудящихся» рассматривалось как «дело самих трудящихся» и связывалось с достаточным культурным уровнем широких масс. Однако, общий тон антиалкогольной кампании того времени задавала статья Б. Дидриксона в журнале «Трезвость и культура» с весьма характерным названием «Пьяниц — к стенке!». Предлагаемые меры, помимо организации курсов агитаторов-пропагандистов, предполагали создание специальных дружин и отрядов «легкой кавалерии» по борьбе с пьянством. Не случайно, председателем военной секции Всесоюзного совета противоалкогольных обществ был избран «главный кавалерист» страны С.М. Буденный.

Комсомольские и пионерские организации активно обсуждали меры по ликвидации пьянства в среде детей и молодежи. Так, еще в 1922 году комсомольцы Пролетарского завода в Петрограде организовали клуб, чтобы он «отвлекал молодежь от выпивки». Пьющие исключались из комсомола, на заводах и фабриках устраивались показательные суды над пьяницами. Популярными были молодежные дискуссии на антиалкогольные темы. Особенно усилилось участие молодежи в борьбе с пьянством во время культпохода ВЛКСМ. В 1928 году газета московских комсомольцев «Молодой ленинец» провела в 1928 году на своих страницах диспут на тему «Борьба с кружкой пива». В Ленинграде на заводе им. К. Маркса действовал постоянный молодежный семинар «Алкоголь и культурная революция». Во многих городах были созданы специальные антиалкогольные отряды молодежи: в Астрахани — по борьбе с шинкарством, в Сталинграде — с пьяным хулиганством, в Ленинграде — по борьбе за закрытие винных магазинов. Весьма эффективной формой борьбы с пьянством были организуемые комсомольцами детские демонстрации под лозунгами: «Отец, брось пить», «Мы против пьяных отцов» и т.д. Определенную роль в антиалкогольной работе сыграли дома-коммуны, бытовые конференции. Еще до официального оформления Общества передовая рабочая молодежь активно включилась в борьбу с пьянством, что способствовало оздоровлению ее собственного образа жизни.

   XV съезд партии (декабрь 1927 год), на котором был принят первый пятилетний план и взят курс на индустриализацию страны, в числе важнейших задач, направленных на повышение культуры людей, переустройство их быта, укрепление трудовой дисциплины рассматривал и вопросы борьбы с алкоголизмом. Наряду с государственными мерами по вопросам борьбы с алкоголизмом и пьянством в это время активизируется деятельность общественных организаций. В мае 1927 года издается постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об организации местных специальных комиссий по вопросам алкоголизма», в задачу которых входило: вовлечение в противоалкогольную борьбу широких слоев рабочих и крестьян, изучение причин алкоголизма. Такие комиссии и комитеты стали создаваться во многих городах и крупных поселках.

   В двадцатые годы были проведены сотни антиалкогольных демонстраций, митингов, маевок. Например, с 1923 по 1931 год в СССР проводился так называемый «детский поход на взрослых». К работе по воспитанию трезвого человека наши предшественники 20-х годов не подходили формально; использовалась: оригинальность, прямота, страстность и не­преклонность, свойственные молодым. Детский поход против пьянства имел, конечно, двоякое значение: он воздействовал на взрослых и вместе с тем спо­собствовал подготовке нового трезвого поколения. Были и неувязки. Так, члены противоалкогольного общества резко критиковали (и правильно делали!) широко известную в ту пору общественную организацию «Друг детей», которая использовала денежную прибыль от продажи вина и пива на оказание помощи детям.

   Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 2 января 1928 года приготовление, хранение и сбыт самогона, а также изготовление, хранение, сбыт и ремонт самогонных аппаратов вновь запрещались, и за эти нарушения предусматривались административные наказания либо в виде штрафа до 100 рублей, либо в виде принудительных работ на срок до 1 месяца. (2).

  При обществе борьбы с алкоголизмом была сформирована юношеско-школьная секция. В 1928 году Всероссийское и Всеукраинское общества борьбы с алкоголизмом (29-30 ноября) объединились во Все­союзный Совет противо алкогольных обществ (ВСПО), с участием более 100 делегатов, в их числе посланцев Украины, Азербайджана, Белоруссии, Туркмении. В состав ВСПО вошли представители ЦК ВКП (б), ЦК комсомола, Всесоюзного центрального совета профсоюзов, наркоматов здравоохранения РСФСР и Украинской ССР, Наркомата труда СССР, Высшего совета народного хозяйства СССР, Главполитпросвета, Наркомпроса РСФСР и других учреждений и организаций.

В январе 1928 года был организован радиомитинг «Профсоюзы в борьбе с пьянкой», а в Третьяковской галерее Общество и Наркомат просвещения провели широко распропагандированную антиалкогольную выставку (3).

  Главполитпросветом в программу работы всех школ при клубах и домах культуры было введено преподавание основ антиалкогольной пропаганды. Во­просом изучения алкоголизма занялись многие научные учреждения, в том числе Институт социальной гигиены и Институт невропсихиатрической профилактики в Москве, Паталого-неврологический институт, Институт психиатрии и гигиены, Институт гигиены и труда в Харькове, Паталого-неврологический институт в Киеве, имеющий специальное отделение по противоалкоголизму, и другие. В Харьковском институте народного хозяйства — профессор Ф.А. Несмелов в течение 1928-1929 года прочитал курс лекций по противоалкоголизму.

         ОБСА провело также две лотереи. Мускулистая рука ударяет молотком по бутылке с водкой, во все стороны летят осколки и брызги.

Этот выразительный рисунок помещен на билете Первого Всероссийского книгорозыгрыша «Книга вместо водки». В 1929 году было распространено два миллиона этих красивых черно-зеленых билетов достоинством 30 копеек каждый. Лозунг на билете призывал – «Долой алкоголизм!» А рекламная информация разъясняла: «Каждый сам выбирает себе книгу. Весь доход идет на культучреждения». В центре билета изображена стопка книг и на развороте одной из них приведены слова В.И. Ленина: «Они (водка и прочие дурманы) поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму». На оборотной стороне билетов напечатаны правила книгорозыгрыша. Сообщается, что выигрывает каждый билет этой лотереи! Размер выигрыша — от 25 коп. до 20-и руб. На эту сумму можно было выбирать книгу, библиотечку или многотомное издание. Всего в октябре 1930 года разыграли литературы на 600 тыс. руб. (с миллиона выигрышей). На билетах имелась также реклама выходивших тогда журналов «Трезвость и культура» и «Наши достижения».

   Через три года состоялся Второй Всероссийский книгорозыгрыш Общества борьбы с алкоголизмом «За новый быт».

Билеты стоимостью в 50 коп., напечатаны были в два цвета — красно-коричневый и черный. В левом верхнем углу помещена эмблема общества, та же мускулистая рука, разбивающая молотком бутылку с водкой. По периметру билета — лозунг: «Шире развернем борьбу за оздоровление культурно-бытовых условий трудящихся». На оборотной стороне билетов указывалось, что лотерея организуется ОБСА при участии книготоргового объединения и издательства «Крестьянская газета». Тираж – 6 млн. Выигрыш – от 75 коп. до 250 руб. на сумму 1 млн. 998 тыс. руб. Обладатели «счастливых» билетов могли получить книги, учебники, плакаты, альбомы, портреты, ноты, периодические издания, подписки на газеты и журналы, а если это был крупный выигрыш, то и поездки в дома отдыха или на экскурсию. Выигрывались и различные музыкальные инструменты, радиоаппаратура.

Описание: http://radikal.ru/F/s58.radikal.ru/i161/1005/7f/ea3036843575.jpg

В 1928 году было создано Алма-Атинское окружное общество по борьбе с алкоголем – трезвенническая общественная организация в Казахстане. У неё были свои устав и оргбюро. Она ставила своей целью — изучить действие алкоголя на человека и общество, причины его распространения, разработать тактику борьбы с ним. По согласованию с органами здравоохранения устав предполагал организацию научного института, кабинетов, лаборатории. Однако основная ставка была сделана на пропагандистскую работу. Общество использовало различные ее формы: организацию кружков, чтение лекций, проведение бесед, вечеров-концертов, спектаклей любительских театров, издание книг, брошюр, организацию чайных без продажи алкоголя. Организация прекратила свое существование вместе с ликвидацией ВСПО в 1932 (4).

В 1929 году были приняты серьезные противоалкогольные законы. Школьники устраивали митинги и демонстрации. Они пикетировали в дни зарплаты проходные фабрик и заводов с плакатами: «Папа, принеси получку домой!», «Долой полку винную, даешь полку книжную!», «Мы требуем трезвых отцов!». Это принесло ощутимый эффект. Государство снизило производство алкогольных изделий. Стали закрываться точки торговли спиртным. На страницах «Известий» М.Г. Кржижановский заявил о том, что во второй пятилетке предлагается вообще не планировать производство алкогольных изделий.

Описание: http://lib.rus.ec/i/89/346789/imgDDCC.jpg

 Демонстрация пионеров против пьянства. Фото 1920-х гг.

Примечательно постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апре­ля 1929 года, которое предусматривало к новому учебному году закончить от­работку плана и программы преподавания противоалкоголизма в школах пер­вой и второй ступени, в педагогических и медицинских вузах, а также во всех техникумах и на специальных курсах. Решено было переиздать соответствую­щие учебники с добавлением основных сведений о вреде алкоголя. В планы пе­реподготовки учителей начальных школ на летних курсах были включены во­просы воспитания, трезвости. 15 августа 1929 года состоялась московская кон­ференция пионеров вместе с Обществом борьбы с алкоголизмом, которая в своих решениях потребовала от своих старших товарищей и руководителей — комсомольцев — отказа от потребления алкоголя. Решили бороться с алкоголизмом родителей путем демонстраций, добиваться противоалкогольного преподавания в школе.

Описание: http://data10.gallery.ru/albums/gallery/92632-20e0e-29634587-m549x500.jpg

Транспарант на тему борьбы с пьянством в колонне школьников на демонстрации в Москве 7 ноября 1928 года. Фотография. ЦГАКФД, № 252049.

Своего пика антиалкогольное движение достигло в 1928-1929 годах, и было тесно связано с активной деятельностью «Общества борьбы с алкоголизмом», члены которого смысл своей деятельности видели в том, чтобы «оно будоражило общественное мнение, создавало настроение в массе, проводило законы» (5). Организованная борьба совпала по времени со Всесоюзным комсомольским культпоходом как в городе, так и в деревне.

Описание: http://files.adme.ru/files/news/part_35/353255/cde63af55678.jpg

    Начатая в 1927 году активная деятельность Московского общества борьбы с алкоголизмом привела к созданию ячеек в ряде промышленных центров страны (Москва, Ленинград, Иваново-Вознесенск, Тула, Нижний Новгород, Сормово, Свердловск, Саратов, Ярославль и др.), а также в отдаленных районах РСФСР. И как мы уже знаем, местные ячейки общества объединились в Республиканские, было создано Всероссийское противоалкогольное общество – Общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА) (1928), активно работали общества на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Туркмении.

Описание: http://ic.pics.livejournal.com/alex_kopein/51154267/93004/93004_600.jpg

   Важным этапом в развитии противоалкогольного движения в стране явился первый пленум ВСПО, состоявшийся 30 мая – 1 июня 1929 года. Пленум заслушал доклады «Основные вопросы борьбы с алкоголизмом в СССР» (Ю. Ларин) и «Вопросы алкоголизма и борьба с ним в пятилетке» (Э.И. Дейчман). В обсуждении докладов приняли участие представители РСФСР (Москва и область, Ленинград, Нижний Новгород, Калуга, Иваново-Вознесенск, Тула, Воронеж, Владимир, Сызрань, Рязань, Казань, Новгород, Великие Луки, Севастополь, Сталинград); Украины (Киев, Харьков, Донбасс, Днепропетровск, Николаев, Черкассы, Херсон, Кременчуг, Мариуполь, Житомир); Белоруссии, Азербайджана, Туркмении.

Издание центрального оргкомитета общества борьбы с алкоголизмом и опиумокурением в Туркмении.

  Пленум принял резолюции по вопросам: об административных ограничениях продажи алкогольных изделий, о лечебных учреждениях, о противоалкогольной программе в пятилетке, о новых методах работы по организационным вопросам. Отдельное постановление было принято совещанием врачей — членов Всесоюзного пленума.

   В 1928-1929 гг. против пьянства и алкоголизма взрослых было организовано силами общества трезвости около 200 детских демонстраций. В Перми, Сормове, Вологде, а также во многих других городах и рабочих поселках прошли колонны детей с лозунгами: «Требуем трезвых родителей!», «Вылить всю водку!», «Папа не ходи в монопольку, неси деньги в семью!»! и даже «Расстреливать пьяниц!». Так в Иркутске в такой демонстрации участвовало около 15 тыс. детей.

  Решением Всесоюзного совета противоалкогольных обществ организовывается противоалкогольная «киноэкспедиция» на Донбасс, с кинопередвижками, передвижной выставкой, докладчиками. На протяжении месяца экспедиция посетила 28 рудников, провела там множество докладов и лекций, демонстрировали фильмы, в некоторых местах удалось организовать ячейки общества трезвости.

Описание: 31784167

Бернадский Г.В. (р. 31 марта 1956 года). «Летнее чаепитие), 2006 год.

  Широко практиковалась организация антиалкогольных конференций. Так в Ленинграде проводились конференции – «пьющей молодежи», «пьющих слесарей», «пьющих девушек», «пьющих сезонников» и т.п. Появляется новый способ борьбы с алкоголизмом — вызов через средства массовой информации тех, кто бросил пить своим пьющим товарищам. В одном из приволжских сел крестьянин и рабочий заключили между собой «социалистический договор на трезвость». Условия такого договора были такие: если одна из сторон не сможет удержаться от выпивки, то другая обязана выплатить неустойку в виде покупки знамени для пионерского отряда стоимостью 15 рублей. Одной из форм борьбы была организация рабочими городов походов в деревни. Такие походы впервые были организованы в Рязани и Калуге. На Украине под Харьковом четыре деревни объединились в сельскохозяйственную артель имени «Общества борьбы за трезвость». Возникает на Украине первый в Советском Союзе театр антиалкогольной пропаганды. Он разъезжал по городам и рабочим поселкам Донбасса и, помимо антиалкогольных спектаклей проводил с посетителями беседы и лекции на антиалкогольные темы.

  В Москве осенью 1929 года организовываются Центральные курсы антиалкогольной пропаганды, которые одновременно могли посетить 60 активистов из числа рабочих и крестьян.

Описание: http://s009.radikal.ru/i307/1110/f8/2430b8c2cc14.jpg

Сычков Ф.В. (13 марта (1 марта) 1870 года — 3 августа 1958 года). «Вспомним детство».

 В качестве своих основных задач ВСПО ставило не просто трезвость, а «борьбу на производстве за промфинплан, снижение брака, снижение прогулов, поднятие трудовой дисциплины», а также «борьбу за обобществление быта, стопроцентную грамотность, изживание различных предрассудков, за воспитание нового рабочего поколения» (6).

   Для достижения этих целей основным средством считалось «поднятие трудовой энергии и переключение страсти к выпивке на выявление путем соцсоревнования и ударничества культурно-созидательных сил рабочего класса». Большой популярностью пользовались плакаты с призывами – «Не пей! С пьяных глаз ты можешь обнять своего классового врага!».

Санитарная памятка для школьников, изданная в 1929 году ВСПО.

  Важное значение имело созванное ВСПО 26 июня 1929 года совещание противоалкогольных обществ СССР, посвященное обсуждению работы советских органов в этой области. На совещании были обсуждены доклады «Роль потребкооперации в борьбе с алкоголизмом» (Центросоюз СССР), «Промышленность безалкогольных напитков» (ВСНХ СССР), «Борьба с алкоголизмом в работе Наркомздрава» (Наркомздравы РСФСР и УССР). По всем докладам были приняты соответствующие резолюции.

  Большое место в работе ВСПО занимала разработка проектов постановлений правительства «О мерах ограничения торговли спиртными напитками», «О мерах осуществления борьбы с алкоголизмом», «О мерах в борьбе с шинкарством» (1929 год). Много внимания общество уделяло вопросам антиалкогольного воспитания детей и подростков, подготовки квалифицированных кадров пропагандистов, проведению антиалкогольных «недель» и «месячников», организации выставок, конкурсов, походов, клубов, кинопередвижек, плакатов, публикации материалов в периодической печати и др. Общество имело свои печатный орган — журнал «Трезвость и культура» (1928-1930 годы); главный редактор — Б.М. Волин, ответственный секретарь — Э.И. Дейчман, члены редколлегии — A.M. Коровин, И.Д. Страшун, А.С. Шоломович (7).

Описание: 37631629

Стожаров В.Ф. (3 января 1926 года — 22 ноября 1973 года).  «У самовара», 1956 год.

  В 1929 году в Москве вводится новый вид помощников милиции для оказания помощи в антиалкогольной борьбе – «общественный наблюдатель по алкоголизму». На эти должности выдвигались передовики из числа рабочих, и они должны были состоять в Обществе борьбы с алкоголизмом. Им выдавались специальные мандаты, которые наделяли их полномочиями, которые раньше принадлежали только органам милиции. Таким наблюдателям было разрешено после проведенной проверки составлять протоколы на все общественные, государственные и кооперативные заведения, которые в своей деятельности допускали какие-либо нарушения противоалкогольных правил, которые издавались местными Советами. К примеру, что продается водка в столовых общественного питания или пиво в рабочих клубах, вино «в местах массовых рабочих прогулок». При выявлении подобных нарушений на провинившихся накладывался штраф в размере до 100 рублей. Широко был распространен еще один вид антиалкогольной деятельности, так называемое «шефство над пьющими». Сюда входили: воздействие через стенгазету, общественные выговоры, специальные собеседования, выдача зарплаты в известных пределах не самому пьющему, а его семье, направление в диспансер и т.п. Организованные дружины «по борьбе с шинкарством и пьянством» всех, кто появлялся на работе в нетрезвом виде, фотографировали, а их фотографии вывешивали на видном месте. Необходимо отметить тот факт, что члены общества трезвости агитировали за передачу церквей, мечетей и синагог под клубы и кинотеатры. Проводились соревнования «Общества трезвости» на предприятиях, кто привлечет больше новых членов и организует подписку на журнал «Трезвость и культура» (8).

В первый же год работы Общества было создано более 150 местных отделений, члены которых изучали вопросы наркотизма и борьбы с ним, организовывали лекции, доклады и митинги на антиалкогольные темы. Кроме того, Общество организовало и провело более 100 специальных уличных шествий и около 60 рабочих конференций. Это было вполне обосновано, так как к моменту создания ОБСА мест культурного отдыха в стране было в три раза меньше, чем мест продажи спиртных изделий (9).

Общество добилось официального принятия Постановления СНК РСФСР от 29 января 1929 года о запрещении открывать новые торговые точки по продаже водки, торговать ею в праздничные и предпраздничные дни, в дни зарплаты и в общественных местах, продавать спиртное несовершеннолетним и пьяным, а также вести трезвенническую пропаганду. Однако, показательно то обстоятельство, что в 1929 году в Ленинграде власти разгромили трезвенническую группу чуриковцев, четверть членов которой составляли молодые ленинградские рабочие и, которая пользовалась большой популярностью в среде рабочего класса. На предприятиях члены Общества выпускали листовки с фотографиями пьяниц и с карикатурами на них, устраивали производственные суды. Были даже организованы конкурсы на «непьющее предприятие», выпускались специальные «Боевые сводки против водки». В общем, все напоминало очередной «фронт» Советской власти против внутреннего врага (10).

Описание: w2-16

К.С. Петров-Водкин (24 октября (5 ноября) 1878 года — 15 февраля 1939 года). «Новоселье», 1937 год.

В январе 1928 года был организован радиомитинг «Профсоюзы в борьбе с пьянкой», а в Третьяковской галерее Общество и Наркомат просвещения провели широко распропагандированную антиалкогольную выставку. Журнал «Трезвость и культура» публиковал официальные материалы, но обложку использовал для политически злободневных лозунгов. Так, на обложке второго номера журнала за 1929 год сообщалось, что «190 000 квартир можно было построить или 720 000 тракторов можно было купить на те деньги, которые были пропиты в СССР в 1927 году».

Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/9307/13354011.11ec/0_cf315_b4cfa0c3_orig.jpg

Демонстрация детей за трезвость родителей.

Важнейшей частью антиалкогольной кампании стал плакат, который связывал искоренение пьянства с завершением культурной революции и с повышением культурного уровня населения. Эти представления наиболее ярко и оптимистично выразил В. Дени в плакате «Долбанем!» (1929 год). Тогда же появились плакаты, противопоставлявшие употреблению алкоголя культурный досуг — «Книга вместо водки», «Кто умен, а кто дурак! Один за книгу, другой — в кабак» и другие. Плакат осуждал пьянство на бытовом уровне. С призывом не пить на плакатах обращались к отцам дети (например, Д. Буланов «Папа, не пей!»), а тексты делали упор на сознательность: «Помни, когда ты пьешь, твоя семья голодает». В подобных произведениях зачастую формировался образ пьяницы — человека опустившегося и страшного (Лебедев К. «Такой отец — губитель нашей семьи»).

  Отряды «легкой кавалерии» стали закрывать питейные заведения, но к 1930 году кампания государственной борьбы с пьянством в основном выдохлась. Появились первые наркологические диспансеры, но работа, для которой требовались квалифицированный персонал и лекарства, проводилась слабо и эпизодически. В итоге медицина все больше уступала место политическим судам ОБСА. Судя по всему, это все была не борьба за трезвость, а «борьба с пьянством», то есть, против последствий, и именно поэтому была малоэффективна. Лозунги были направлены не на трезвость, а против пьянства. Хотя закрытие пивзаводов – это хорошо (реальная работа против доступности) (11).

   Однако планы первых пятилеток надолго похоронили идею всеобщей трезвости. С одной стороны, расширения продажи спиртных изделий стало важным внутренним источником поступления средств на нужды форсированной индустриализации (в 1929 году стране впервые был спущен план по водке), а с другой, спаивание народа, позволяло сохранять бездефицитный бюджет (12). Стремительно ликвидировались неграмотность, в 1930 году было введено всеобщее начальное образование. За годы I пятилетки в стране обучилось грамоте 45 млн. человек. Возникла широкая сеть библиотек, читален, клубов, театров, музеев и других культурных центров. В августе 1928 года в Москве была проведена Первая Всесоюзная спартакиада, положившая начало массовому физкультурному движению. В сентябре 1930 года И.В. Сталин писал председателю СНК СССР В.М. Молотову: «Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки» (13). После таких — разумеется, секретных — решений любые попытки развития трезвенного движения были обречены.

  После принятия политических решений о свертывании НЭПа накал на фронте антиалкогольных битв резко пошел на убыль. Сначала власти поддержали задуманную ОБСА кампанию по закрытию пивных и винных лавок в Ленинграде в 1931-32 годах, но уже в сентябре 1932 года Ленинградский облисполком направил в адрес районных исполкомов секретное предписание заранее согласовывать с ним все подобные случаи. Еще через год областные власти приняли решение об открытии новых винных лавок для усиления реализации водочных изделий. В апреле 1932 года прекратило свою деятельность и «Общество по борьбе с алкоголизмом», как мешавшее «добыванию» средств на индустриализацию, а вместо него возникло более аморфное движение «За здоровый быт». Были закрыты издаваемые в Москве и Харькове журналы «Трезвость и культура» и «За трезвость», фактически полностью прекращена антиалкогольная пропаганда, перестали публиковаться сведения и статистические данные о распространении пьянства в стране (14).

Описание: Изображение

В. Молотов, И. Сталин, М. Калинин, К. Ворошилов на 16-м съезде ВКП (б) в Москве. Июль 1930 год.

   В начале 30-х годов официальная государственная антиалкогольная политика резко изменила свой курс. Руководством страны было дано указание, что необходимо перейти от «узкой антиалкогольной работы к развернутой борьбе по оздоровлению бытовых условий». Тогда приводилось разъяснение, что «разрешение проблемы пьянства и алкоголизма произойдет само собой по мере роста благосостояния и культуры людей, поскольку при социализме нет почвы для этих буржуазных пережитков» (15). Трудно сказать, кто был автором такой инициативы, возможно и сам «отец народов», но в его официальных трудах отсутствуют какие-либо указания по этой проблеме.

   Согласно постановлению НКВД РСФСР от 26 апреля 1930 года упразднялось Противоалкогольное общество РСФСР и его преобразовали в Московскую областную организацию. Несколько позднее, в апреле 1932 года, все «Общества по борьбе с алкоголизмом» объединяют с обществом «Долой безграмотность» и «Союзом безбожников», дав этому объединению новое название – «За здоровый быт». Новым лозунгом дня стали слова тогдашнего наркома пищевой промышленности СССР А.И. Микояна: «Какая же это будет веселая жизнь, если не будет хватать хорошего пива и хорошего ликера?» (16).

  К сожалению, с 1932 года трезвенническое движение в СССР практически прекратило свою деятельность. Перед войной исследования по детской и подростковой алкоголизации бы­ли сведены к нулю и возобновились только в 60-х годах. В основном это были клинические исследования, в которых либо представлялись отдельные случаи алкоголизма у детей и подростков, либо описывались особенности течения, формирования и проявления алкоголизма в детском или подростковом возрас­те.

Лавка Центроспирта, Ленинград, 1931 год

 Третья попытка народа сбросить с себя алкогольное ярмо закончилась к 1933 году упразднением «Общества борьбы с алкоголизмом», закрытием журнала «Трезвость и культура», позиция которых на страницах центральной печати была названа «узкотрезвеннической», не соответствующей своеобразию текущего момента». Многие организаторы и активисты антиалкогольного движения  были репрессированы и отправлены за решетку. К началу Великой Отечественной войны потребление алкоголя выросло до  2-х литров абсолютного спирта на душу населения в год. В войну появились наркомовские 100 граммов. Активно стали спиваться бойцы, пришедшие в армию из деревни, где не пили так, как это делали в городе. А вот в деревне, на оккупированной врагом, в годы войны пили намного меньше, чем перед войной, война скорее отрезвила сельского жителя, чем споила. В этом серьезную роль сыграло трезвенническое движение, оно как бы пролонгировало трезвость в народе на десятилетия вперед.

В 1932 году, спустя семь лет после введения винной монополии, уровень душевого потребления алкогольных изделий равнялся в стране 1,04 литра, а в 1950 году через 25 лет после отмены «сухого закона» он составлял около 1,85 литра, т.е. был в два с половиной раза ниже, чем в 1913 году.

  Таким образом, сделаем некоторые выводы по третьему трезвенническому движению в нашем Отечестве:

  1. Главный лозунг третьего трезвеннического движения был: «Алкоголизм и социализм не совместимы».
  2. Обществом борьбы с алкоголизмом, а затем и Всесоюзным советом противоалкогольных обществ СССР была поставлена ясная, четкая, материалистическая цель: утверждение в СССР полной трезвости.
  3. Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости (как одного из элементов) культурной жизни.
  4. Утверждалось, что алкоголизм создается «массовым» употреблением алкоголя, а не только так называемым «злоупотреблением» пьянства.
  5. Позднее эта цель была объявлена узкотрезвеннической, вместо нее предложили широкую и туманную – выполнение «указания товарища Сталина об улучшении культурных и бытовых условий трудящихся масс». «Новаторы» решили уничтожить пьянство путем борьбы с клопами, вшами, грязью, плохой постановкой общественного питания.
  6. Везде и всюду присутствовало ошибочное объяснение вытеснения самогона выпуском водки.
  7. Преподносился ошибочный источник дохода – водка. Возрождалась пьяная экономика.
  8. Правильный лозунг агитации «Алкоголизм и социализм не совместимы», к сожалению, подменили ложным: «Борьба за новый быт решает успех борьбы с алкоголизмом. Если мы сумеем рабочему дать хорошее жилище, улучшить бытовое обслуживание, организовать детские сады и площадки, наладить общественное питание, то пьянству неминуемо придет конец».
  9. Третий этап трезвеннического движения, к сожалению, выиграли спаиватели. Они возродили, так называемую, «теорию культурного пития» и в ее рамках борьбу за трезвость подменили на борьбу с пьянством и алкоголизмом.
  10.  Многие организаторы и активисты третьего трезвеннического движения были репрессированы и отправлены за решетку.
  11.  Но, трезвость и трезвенническое воспитание молодежи сказывались еще очень долго. Во всяком случае, в Великую отечественную войну мы вошли практически трезвым народом. И выиграл войну трезвый советский народ.

Литература

1. См. журнал «Трезвость и культура» за 1928 – 1930 годы.

2. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. Питейная политика и «пьяная культура» в России: век ХХ-й. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 96-130.

3. Ильина И.Н. Общественные организации России в 20-е годы // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 3.  М., 1996. С. 104.

4. Бабий О. Резонанс коллективного поиска. /Добровольному сумасшествию — нет! Алма-Ата: Казахстан, 1988. — с.101.

5. Ларин Ю. Алкоголизм и социализм. М., 1929, С. 33.

6. Треншел К. Проблема пьянства в России и антиалкогольная кампания в годы первой пятилетки (1928-1933) // История России: Диалог российских и американских историков. Саратов, 1994. С. 91-93.

7. Коржихина Т.П. Борьба с алкоголизмом в 1920-е – начале 1930-х годов // Вопросы истории. 1985. № 9. С. 29-30.

8. Борьба с алкоголизмом в СССР: Первый пленум Всесоюзного совета противоалкогольных обществ в СССР (30.05.-1.06.1928). М.-Л.: Госмедиздат, 1929. — 95 с.; Советские органы против алкоголизма: Стенограммы докладов Цэнтросоюза СССР, ВСНХ СССР, НКЗдравов РСФСР и УССР на заседании противоалкогольных обществ СССР. М.-Л.: Госмедиздат, 1929. — 53 с.; Лотова Е.М., Павлучкова А.В. К истории создания и деятельности Всесоюзного общества борьбы с алкоголизмом. //Сов. здравоохр. 1972. № 2. с. 65-69; Лотова Е.И., Идельчик X.И. Общественные организации в борьбе с алкоголизмом в СССР в 20-х годах. //Сов. здравоохр. 1986. № 8. с. 26-31.

9. Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. М. 1929. С.147.

10. Ларин Ю. Алкоголизм и социализм. М., 1929.

11. Борьба с алкоголизмом в СССР. I пленум Всесоюзного Совета противоалкогольных обществ СССР. М.; Л, 1929.

12. Если взяться по-рабочему. // Правда. 1970 18 сентября.

13. Правда. 1988. 28 октября.

14. Булдаков В.П. Социокультурные гримасы нэповского времени и проблема социальной стабильности // Право, насилие, культура: региональный аспект (первая четверть).  М.; Уфа, 2001.

15. http://www.proza.ru/2013/02/19/854

16. Оптималист. 2009. № 9.