Выдающийся борец за трезвость Дмитрий Гаврилович Булгаковский

Гринченко Н.А.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Гринченко Наталья Александровна — филолог-преподаватель английского языка, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Род.21.03.1952 в г. Ош Киргизской ССР. Окончила ф-т иностранных языков Киргизского университета и аспирантуру при Киргизском НИИ педагогики. В 1991 году защитила диссертацию на тему «Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста». С 1995 года работает в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. В настоящее время – доцент кафедры романо-германских языков и перевода института филологии. Преподает специальные дисциплины на отделении иностранных языков. В числе основных работ – учебное пособие по деловому общению, лекции по методике обучения иностранному языку, учебное-методическое пособие по ускоренному обучению английскому языку как второму иностранному. С 1995 по 2014 гг. вела факультатив «Педагог-организатор антинаркотического воспитания» на факультете дополнительных педагогических профессий. В трезвенном движении с 1985 года. С конца 1980-х занимается проблемами трезвенного воспитания. Регулярный автор статей в ряде трезвенных изданий — «Соратник», «Подспорье», «Пока не поздно». Выступает с трезвенными материалами в региональной прессе. Известна как соавтор коллективной монографии «Собриология» (2011) под редакцией А.Н. Маюрова, автор учебного пособия для вузов «Трезвый образ жизни» в двух частях (2010, 2011) и учебно-методического пособия для общеобразовательных школ «Уроки нравственности и здоровья» (2013).

Выдающимся ельчанином, борцом за трезвость, был Дмитрий Гаврилович Булгаковский (1943-1918?) – писатель и священник, чьѐ имя, к сожалению, малоизвестно широкой публике.

Дмитрий Гаврилович Булгаковский родился 12 сентября 1843 года в городе Ельце Орловской губернии (ныне Липецкой области), в семье псаломщика местной Предтеченской церкви. Своѐ образование он начал в Ливенском уездном духовном училище, продолжив его затем в Орловской духовной семинарии, в которой проучился всего два года, продолжил свою учѐбу в Минской духовной семинарии. С 1902 года после снятия священного сана он постоянно проживал в Петербурге. Умер он после 1918 года в Петрограде. Точная дата его смерти неизвестна.

Это был неутомимый борец за нравственность и веру, человек, много сил отдавший делу просвещения народа. Одним из средств пропаганды своих идей Д.Г. Булгаковский избрал литературу. Его многочисленные труды можно разделить по своему содержанию на несколько групп: религиозно-нравственные, исторические, этнографические, агиографические, против алкоголизма, на военную тематику, беллетристику и другие. Всѐ литературное наследие Д.Г. Булгаковского насчитывает более 170 наименований.

Однако в данной статье речь пойдѐт о     трезвенной деятельности Дмитрия Гавриловича. Среди наиболее известных его трезвенных трудов: брошюры о вреде пьянства: «На помощь» (1902), «Вино на Руси. По памятникам творчества…» (1902), литературно-художественный альбом «Эхо. Пьянство и его последствия» (1898). За этот альбом Дмитрий получил золотую медаль на Парижской Всемирной выставке в 1900 году.

В 1910 году он издал «Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за всѐ время их существования», а с 1912 года выступил как редактор-издатель выходившего несколько лет журнала «Всероссийский вестник трезвости». [5, c.50-52]

В 1914 году он стал автором-составителем «Первой русской хрестоматии: С подбором ст. о вред. влиянии спирт. напитков на здоровье, материал. благосостояние и нравственность: Для шк. в борьбе с нар. Пьянством», достаточно объѐмной книги из 160 страниц. [8]

Трезвенные взгляды Д.Г. Булгаковского

Читая труды Булгаковского, невозможно не отметить, что он был бескомпромиссным борцом за трезвость, убеждѐнным, что алкоголь – зло в любых дозах и любых количествах, что лучшая стратегия – полное воздержание от алкоголя. Его взгляды во многом совпадают с научными представлениями о проблеме алкоголизма отечественных и зарубежных исследователей прошлого и настоящего (Б. Раш, А. Форель, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, И.А. Сикорский, Г.А. Шичко, Ф.Г. Углов, В.Г. Жданов, А.М. Карпов, В.П. Кривоногов, А.Н. Маюров и др.).

Что такое алкогольная зависимость?

Размышляя о природе зависимости, Булгаковский утверждает, что «…пьют люди не потому, что без вина не могут обходиться, как без пищи или без воздуха… Пьют люди просто по привычке. У нас всѐ делается большей частью по привычке. Стоит только одно и то же повторить раз-другой, и человек понемногу привыкает к хорошему или дурному делу» [3, с. 20–21]. Это согласуется с учением И.П. Павлова о динамических стереотипах, определяющих поведение человека.

Булгаковский подмечает следующие характеристики алкогольной зависимости, которые признаны современными учѐными в качестве основных.

Утрата контроля над количеством выпитого по мере приобщения к алкоголю:

«Случилось ему на свадьбе у своего крестника выпить одну рюмку… Часто, как на грех, представлялись ему случаи выпивки. Он уже не отказывался, как раньше. Стал пить и у себя дома. Не заметил ни он, ни жена его, как привыкли они к вину. Приучил и жену пить, и та вместе с ним напивалась. Пошли в доме ссоры, а иногда драки. Дети плакали. Хозяйство падало» [3, с. 8–9].

Безудержная тяга к алкоголю: «Однажды, после горьких слѐз жѐн и детей решил он бросить пить, и ничего не вышло у него: продержался три дня и снова напился до потери сознания… Не прошло и трѐх месяцев, как сын нарушил свою клятву (не пить – прим. авт.). И опускался всѐ ниже и ниже. Всѐ имущество, нажитое стариками, пошло прахом. Мать старуха пошла по миру» [3, с. 7–8].

Тяжкие социальные и медицинские последствия для самой личности пьющего и его окружения:

Моральное падение: «Раз сорвал с шеи у своего сына золотой крестик и пропил»;

«Вот он схватил последнее детское пальтишко, которое они (его дети – авт.) одевали попеременно, чтобы и его спустить на водку и влить в свою ненасытную утробу дьявольской отравы»; пьяница «…опускался всѐ ниже и ниже, знакомился с разными мошенниками и ворами, потерял к себе всякое уважение»; «Пьяному ничем не угодишь. Как только на порог дома, так брань и побои. И никому не бывает пощады – ни жене, ни малым детям» [3, с. 7–8; 10–11].

Потеря здоровья и социального статуса личности пьющего: «Знаете, кто это просит милостыню? Это – бывший механик… Директор завода, на котором он служил, справлял 25-летнюю годовщину своей службы и пригласил на обед всех служащих. С директорского обеда техник вернулся домой порядочно выпивши… Долго ли, коротко ли, он чаще и чаще стал выпивать, а после стал    запаздывать на работу, а иногда по нескольку дней совсем не являлся на завод. В первое время директор делал ему выговоры, в надежде, что он исправится, а через год, потерявши всякое терпение, он отказал ему от места» [3, с. 8]; «Никто не поверит, что это был один и тот же человек. Раньше он не пил, и посмотрите, каким бравым молодцом выглядел… Вино искалечило его так, что, как будто, это два разных лица, из которых одному лет двадцать пять, а другому под пятьдесят» [3, с. 13].

Булгаковский даѐт подробное описание медицинских последствий употребления алкоголя для сердца, желудка, печени, почек, головного мозга, используя при этом иллюстрации с картинками здоровых и повреждѐнных алкоголем органов [3, с. 11–12, 100–160; 12].

Особенно выделяет Булгаковский потери для психического здоровья пьющего:

«Часто у тех, кто много пьѐт, расстраиваются душевные способности. Пьяницу иногда мучит невыносимая тоска, и нередко он совсем лишается сна. При ещѐ большем расстройстве, когда начинается белая горячка, у него появляется бред наяву» [3, с. 11].

Потери для общества в целом: «Посмотрите, наконец, как пьянственная страсть, в виде злого духа, разгуливает по семьям, деревням и городам нашей многострадальной родины. Ей покорны все: и бедные и богатые, и люди учѐные и люди простые. Один другого заражает пагубной страстью. Дети берут пример от родителей, родители наследовали порок от своих отцов и матерей – и так из рода в род. Пьянство – такая зараза, с которой ни одна болезнь не может сравниться» [1, с. 10–11].

Булгаковский утверждает, что алкоголь неизбежно причиняет вред и от алкоголизма не застрахован никто: «К сожалению, не одни простые люди подвержены пьянству; нередко и между образованными отмечается этот порок… Вино на всех кладѐт своѐ позорное клеймо. И образованный человек, преданный пьянству, ничем не дорожит: ни семьѐю, ни честью, ни службой» [3, с. 14]. Сегодня это – один из законов собриологии (науки о путях отрезвления общества) – закон неустранимости вреда, согласно которому вред, причиняемый человеку, семье и обществу не устраняется до тех пор, пока существуют производство, продажа и потребление алкоголя (С.Н. Шевердин, В.П. Кривоногов и др.).

Отмечает Булгаковский и такие странности в поведении алкоголика, как неосознание своего трагического положения, утрата инстинкта самосохранения:

«Кто не бережѐт своей жизни? Кто не заботится продлить еѐ насколько возможно? Умирающий богач-скупец, который всю жизнь отказывал себе в самом необходимом, теперь готов отдать всѐ своѐ состояние тому, кто продлил бы жизнь его хотя бы на несколько дней, даже часов. Тот бедняк, который ложится спать голодным, заболев, со слезами на глазах просит докторов помочь ему подняться со смертного одра, хотя предстоит ему снова голодать. Один только пьяница не щадит своей жизни» [3, с. 14].

На эту же особенность указывает и наш современник, доктор медицинских наук, автор учения о саногенезе (стратегии самостоятельного управления своим здоровьем) А.М. Карпов: «…при любом повреждении тела – ушибе, ранении, ожоге, переломе – возникает комплекс физиологических и психических феноменов, которые „вынуждают― человека прекратить телесное повреждение…». При повреждении тела алкоголем человек не проявляет никакой тревоги. Это происходит потому, что «интеллект при опьянении „отключается―, в результате хронического алкоголизма развивается слабоумие… Все психические функции – восприятие, представление, эмоции, мышление, воля, интеллект, память – участвуют в защите только от физического повреждения. При нанесении вреда психическому здоровью таких естественных, рефлекторных, био- логических защитных механизмов нет. Душа беззащитна» [7, с. 75–76].

Кто первые учителя винопития и, почему люди пьют?

Булгаковский утверждает, что приобщение к алкоголю начинается, прежде всего, в семье, в трудовом и учебном коллективе. И происходит это из-за предрассудков и заблуждений о пользе алкоголя: «У нас часто сами родители заставляют детей своих выпивать по целой рюмке ради потехи, чтобы видеть детские пьяные кривлянья. А также подносят вино родители детям ради компании (чтобы не обидеть ребѐнка): на крестинах, на свадьбах, на похоронах, на престольных и других праздниках… за работой, ради усталости, зимой в дороге, ради тепла, во время болезни, ради облегчения. Но это не всѐ. Матери прибавляют к молоку вино, чтобы грудные дети их крепче спали, особенно в рабочую пору, когда недосуг за ними ходить; они же пьяные кормят их своей грудью, и заражают кровь их винным ядом… Значит, первыми учителями винопития являются те, которым прежде всего приходится пожинать плоды своего учительства – это сами родители» [2, с. 1–2];

«На постройке железной дороги в одном месте по распоряжению подрядчика десятник угощает водкой тех, кто остаѐтся на работе после урочных часов, или, как говорится, после шабаша. К десятнику подходят землекопы по очереди за своей чаркой. Парень лет шестнадцати, бывший на работе с отцом, хочет за свою порцию получить деньгами. Но отец, рослый мужик, толкая сына под локоть, шепчет: „Ну чего там деньгами, пей!―. Парень выпил. На другой день он уже не отказывался от своей порции.  Так  пошло день за  днѐм. Он, наравне с другими, ожидает окончания работы, чтобы выпить шабашовую чарку. Не трудно догадаться, что выйдет из этого парня для будущей его семьи и общества» [2, с. 4–5].

Современные исследователи проблемы химических зависимостей также указывают на роль семьи и ближайшего микросоциального окружения в приобщении к пьянству и другим зависимостям. Люди пьют также потому, что запрограммированы на употребление алкоголя, потому что верят в его чудодейственные свойства, хотя большая часть мифов современной наукой опровергнута (Г.А. Шичко, В.П. Кривоногов и др.).

Как преодолеть порок пьянства?

«В борьбе с дурными привычками всякий должен походить на укротителя диких зверей. Как укротитель вырывает клыки и когти у зверей, чтобы сделать их безопасными, так и человек, имеющий дурную привычку, должен обезоружить свою страсть, вырвать еѐ жало, т.е. то влечение, в угоду которого он сделался послушным рабом. Чтобы быть победителем над страстью, надо употреблять усилие. Усилие – необходимое условие всякой победы и всякого нравственного совершенствования» [3, с. 21].

Пьянство, по Булгаковскому, – болезнь воли. Волю надо упражнять. Нет ни одной страсти, которую человек не мог бы побороть: «Если ты сегодня стерпишь и не выпьешь, то, без сомненья, на другой день и потом на следующий сделаешь это с меньшей затратой усилия, и чем больше будешь делать повторений в отказе себе вина, тем дальше будешь уходить от вредной привычки, и тем прочнее будет образовываться у тебя новая привычка „к воздержанию―… Стой, как каменная стена, без поворота. Страсть твоя коварна, она закричит, застонет, не верь ей, она обманет тебя, не делай

ей пощады… Когда начнѐшь борьбу и споткнѐшься, не падай духом. Споткнувшись, поднимись и опять веди борьбу. Главное – не опускай рук, как это многие делают… Когда у тебя явится мысль выпить ещѐ раз, последний раз и всего одну рюмочку, помни – не поддавайся искушению: нельзя ни одной капли… Если поддашься искушению и выпьешь хоть каплю вина, начнѐшь по-прежнему пить… Когда совершенно перестанешь пить, не думай, что для тебя уже не страшны никакие соблазны… И не в первые только годы надо наблюдать за собой, а беспрерывно, всю жизнь…» [3, с. 2–8].

Преодолей пьянство через нравственный здоровый образ жизни?

«Не обременяй себя тяжѐлой работой, потому что от переутомления расстраиваются нервы… По ночам не сиди долго, вовремя ложись спать… Беги от пьяной компании, как от огня или как от заразы, не подвергая себя без нужды опасности… Старайся воздерживаться от всякого порочного дела, и особенно от распутства, потому что всякий грех – преддверие к вину, как и вино – дверь ко всякому греху. Верь, что и твоя мрачная жизнь прояснится» [3, с. 8].

«Трудолюбие предохраняет от всего худого. Кто постоянно занят делом, тому некогда думать о дурном. Трудолюбивый человек пользуется уважением и доверием» [2, с. 70].

Наставление юношеству: лучшая стратегия – абсолютное воздержание!

Позиция Булгаковского в отношении пьянства и алкоголизма отвергает идею «умеренного» пития и нацеливает на абсолютную трезвость: «Бросьте пить, добрые люди. А тот, кто ещѐ ни разу не пробовал вина, пусть никогда его не касается!» [1, с. 11].

«Пусть никто из учащихся не пробует спиртных напитков, а кому, к сожалению, пришлось попробовать, пусть больше никогда капли в рот не берѐт, даже самого сладкого виноградного вина. А по выходе из школы пусть бежит от всех таких знакомых, кто служит соблазном; пусть и у себя не держит никакого вина и не угощает других… Каждый из вас только при трезвой жизни может оправдать светлые надежды общества» [3, с. 23–24].

О роли православного духовенства в отрезвлении общества

В конце XIX столетия Булгаковский указывает, что «часть самого духовенства нуждается в воздержании от употребления спиртных напитков» и что «церковная проповедь… никогда не имела ни малейшего влияния на прихожан в деле церковного отрезвления» и рекомендует «Комиссии о роли православного духовенства в борьбе с народным пьянством» следующие направления работы:

«Желательно было бы, чтобы все священнослужители при совершении требоисправлений воздерживались от употребления спиртных напитков, имея ввиду, что только живым примером они могут влиять на прихожан.

Необходимо учредить в каждом благочинии „Пасторский Союз трезвости― из священнослужителей, с правом на благочинских съездах делать замечания и внушения нарушившим правила „Союза―. Запретить духовенству принимать от прихожан водку при разных духовных требоисправлениях.

Обязать духовенство не угощать вином прихожан в храмовые праздники, а также и в другие дни.

Воспретить духовенству устраивать «мирския помочи» с угощением водкою, а равно заботиться о повсеместном искоренении этого обычая.

Желательно, чтобы в каждом приходе были учреждены церковно-приходские общества, а также усилены заботы об открытии школ, в которых велось бы воспитание детей на более глубоких религиозно-нравственных началах.

Усилить церковную проповедь против пьянства и оживить еѐ, а также увещевать народ к отвращению от вина при крестных ходах и разных общественных молебствиях.

Заботиться об искоренении обычаев, сопровождающихся угощением водкою, как то: а) на крестинах, свадьбах, новосельи, именинах, похоронах, в поминальные дни и при крестных ходах; отменить „запой― и „пропой― невесты; в) не ставить так называемых „магарычей―.

Желательно, чтобы духовенство разъясняло в церковных поучениях вредные последствия, происходящие от избрания должностных лиц, как то: сельских обществ, старшин и волостных судей, имеющих пристрастие к вину.

Увещевать, чтобы крестьяне не отдавали в аренду общественной земли, лугов и других арендных статей за водку, а также влиять на сельские власти, чтобы они не допускали вина на мирские сходки.

Влиять на сельские общества, церковные попечительства, общества трезвости, чтобы они  позаботились о  перенесении базаров и ярмарок с воскресных и праздничных дней на будничные, об удалении питейных заведений на возможно большее расстояние от церквей, школ, волостных правлений, судебных и других публичных мест, а равно и о прекращении в воскресные и праздничные дни винной торговли или, по крайней мере, о сокращении часов этой торговли.

Вывесить в церковных притворах, волостных правлениях на видных местах статьи закона, относящиеся к ослаблению пьянства и поучения о вредном действии вина на здоровье человека, а равно и на его нравственную и материальную стороны.

Для лучшего укрепления в памяти прихожан пастырских наставлений раздавать время от времени листки и брошюры о вреде пьянства.

Снабдить каждую церковь достаточным количеством полезных книг и брошюр, в числе которых должны быть издания против пьянства и его вредных последствий.

Завести при церковно-приходских и иных школах народные библиотеки.

Вменить в обязанность законоучителям церковно-приходских и других сельских школ внедрять в учениках отвращение к вину.

Заботиться об устройстве воскресных и праздничных чтений, по возможности, со световыми картинами, а также об организации народных хоров, заполняя праздничный отдых разными безвредными развлечениями.

Пользоваться исповедью, как особенно сильным средством к воздействию на прихожан, имеющих пристрастие к вину.

Обратить наибольшее внимание на молодое поколение, предохраняя его от употребления спиртных напитков. Обязать родителей строго следить за поведением детей и не позволять пить водки, в противном случае привлекать к ответственности самих родителей.

Относиться с большим участием и пастырской любовью к имеющим склонность к спиртным напиткам и, насколько возможно, чаще посещать и увещевать их отстать от вина.

Просить жѐн и дочерей священников о принятии участия в борьбе с народным пьянством и о влиянии их на женское население.

Позаботиться об отрезвлении педагогического персонала духовно-учебных заведений, в целях устранения дурного влияния на будущих кандидатов священства.

Ввести в программу духовно-учебных заведений учение о вредном действии алкоголя на организм человека и на его духовную сторону.

Отбирать от ставленников, при их рукоположении в священники, подписки о неупотреблении спиртных напитков.

Преосвященные, время от времени, благоволят рассылать по своим епархиям окружные послания, призывая пасомых к трезвости.

Имея ввиду заботы Св. Синода о нравственном состоянии паствы и принимая воззвание его к духовенству, бывшее  в 1899 году, о мерах с искоренению в народе пьянства, которое принесло немалую пользу, просить Св. Синод снова сделать увещевание православной пастве и духовенству о воздержании от спиртных напитков» [4, с. 17–20].

Подводя итог нашему исследованию, можно утверждать, что трезвенные идеи Дмитрия Гавриловича Булгаковского интересны и актуальны и в наше время. Принципиальная позиция русских дореволюционных трезвенников, не желавших вступать ни в какие компромиссы с алкоголем, была проверена самой жизнью.

Благодаря деятельности таких трезвенников в России был введѐн «сухой закон» (право местного запрета), который продержался с теми или иными ограничениями с 1914 по 1925 год и был отменѐн не волей народа, а «сверху». Инерция «сухого закона» ещѐ долгое время помогала нашему народу оставаться одним из самых трезвых народов Европы.

Литература

  1. Булгаковский Д.Г. Без вина одно горе, а с вином старое одно, да новых два. СПб.: Отеч. тип., 1909. – 15 с. ил.
  2. Булгаковский Д.Г. Как привыкают к вину. СПб.: тип. Уч-ща глухонемых (М. Аленевой), 1909. – 8 с.
  3. Булгаковский Д.Г. Помните, к чему готовитесь: Первое чтение по борьбе за трезвость. Санкт-Петербург: тип. М. Пивоварского и А. Типографа, 1914. – 24 с.
  4. Булгаковский Д.Г. Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством: (Докл. Комис. по вопросу об алкоголизме 6 окт. 1899 г.). СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1900. – 20 с.
  5. Гринченко Н.А., Ляпин Д.А. Трезвый Елец. 2 изд., испр. и доп. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. — 158 с. ISBN 978-5-00151- 033-8
  6. Елисеев В. Булгаковский Дмитрий Гаврилович (Булгаков) // Липецкая энциклопедия. Липецк, 1999. – Т. 1. – с. 154–155; Булгаковский Дмитрий Гаврилович (Булгаков) // Русские писатели. 1800–1917: биогр. словарь, с. 447.
  7. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти. Казань, 2008. – с. 187.
  8. Первая русская хрестоматия: С подбором ст. о вред. влиянии спирт. напитков на здоровье, материал. благосостояние и нравственность: Для шк. в борьбе с нар. пьянством / [Сост.] Д.Г. Булгаковский. М.: Изд. кн. скл. М.В. Клюкина, 1914. – 160 с., ил.