Вопросы трезвости в свете теории социально-психологического программирования Г.А. Шичко

Карпачёв А.А., академик (Москва)

Аннотация. В статье рассмотрен алгоритм и последовательность социально-психологического программирования и формирования привычек и потребностей. Показана возможность нового подхода к вопросам первичной профилактики и формирования трезвого здорового образа жизни на основе трезвых убеждений, трезвого мышления, трезвого просвещения и, как следствие, развитие добровольчества на новых принципах.

Abstract. The article examines the algorithm and sequence of socio-psychological programming and the formation of habits and needs. The possibility of a new approach to the issues of primary prevention and the formation of a sober healthy lifestyle on the basis, of sober beliefs, sober thinking, sober education and, as a consequence, the development of volunteerism on new principles is shown.

Ключевые слова: метод Г.А. Шичко, социально-психологическая запрограммированность, трезвость, здоровье, первичная профилактика, уроки трезвости, добровольчество.

Keywords: method of G. A. Shichko, socio-psychological programming, sobriety, health, primary prevention, lessons of sobriety, volunteering.

Трезвость в наши дни – ценнейшее личностное свойство человека.
Распространение трезвости – гуманная, патриотическая, социально-полезная деятельность.

Г.А. Шичко

Прошло 35 лет со дня написания (12 января 1985 г.) Г.А. Шичко одной из ключевых работ в понимании основной причины (психологической запрограммированности) алкогольной проблемы и путей эффективного её решения «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» [1, с. 151]. Срок вполне достаточный для подведения итогов понимания и практики решения не только алкогольной проблемы, но и вопросов трезвости: теории и практики формирования трезвых убеждений, трезвого мышления, трезвого стереотипа поведения и трезвого мировоззрения человека, в семье и в обществе.

Геннадий Андреевич Шичко — советский русский учёный, психофизиолог, кандидат биологических наук, автор научного психолого-педагогического метода освобождения от вредных привычек и восстановления сознательной трезвости, разработчик научной основы современного 4-го трезвеннического движения (ТД).

Основные научные исследования и экспериментальные работы Г.А. Шичко проводил в области высшей нервной деятельности человека.

«Слово может быть использовано и для выработки у человека, особенно у ребёнка, психологического иммунитета, т.е. отрицательной настройки по отношению к раздражителям, применение которых приводит к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также по отношению к аморальным поступкам, к вере в сверхъестественное и т.п.

… Вопрос о возможностях и приёмах использования в интересах практики целенаправленных воздействий на вторую сигнальную систему… находится на стыке многих наук: физиологии, психиатрии, педагогики и некоторых других.

Эта наука (назовём её условно психопластикой или психопластикологией) уже стоит у двери жизни и, можно думать, в ближайшее время… активно включится в борьбу за человека, за его физическое и нравственное здоровье» [2, с. 212].

Г.А. Шичко разработал и сформулировал понимание основной причины вредных привычек (проалкогольной, прокурительной, пронаркотической) – психологическую запрограммированность [3].

Психологическая проалкогольная запрограммированность формируется из:

— установки (социальной средой, в детстве примером родителей и взрослых, СМИ и т.д.);

— программы (что, как, когда, по какому поводу и с кем «употреблять алкоголь» (самоотравляться алкогольным ядом) и т.д.);

— убеждения (что это «необходимое», «правильное» действие, «все так делают» и т.д.).

«Проалкогольная (питейная) запрограммированность – 1) искажённость сознания ложными проалкогольными сведениями, вынуждающая человека, вопреки инстинкту самосохранения, поглощать алкогольную отраву; 2) изуродованность сознания ложными проалкогольными сведениями, включающая в себя настроенность (установку) на «употребление спиртного», программу отношения к нему и проалкогольные убеждения» [1, с. 129].

Что сделал Г.А. Шичко своими научными исследованиями и практическими разработками:

1. Выявил и доказал, что основной причиной любых вредных привычек и потребностей, как физических, так и ментальных, является психологическая запрограммированность. Разработал концепцию и теорию психологического программирования [3, гл. 5, Психологическая запрограммированность, с. 59 — 68].

2. Сформулировал понятия и принципы гортоновики (лат. hortatio — разные виды речевых воздействий, novo — обновлять, изобретать) — новой науки, занимающейся изучением возможностей благотворного влияния на человека целенаправленной речью [3, гл. 3, Гортоновика и её возможности, с. 16 — 43].

3. Разработал теорию алкоголизма [3, гл. 6, с. 68 — 94] и на её основе сформулировал цель противоалкогольной работы и принципы дезалкоголизмии [3, гл. 8, с. 105 — 112].

4. Разработал метод и методику освобождения (избавления) от алкогольной и табачной зависимостей:

1) «Для понимания сути нового метода необходимо дать определение понятию «алкоголик». Алкоголики – питейно запрограммированные люди, имеющие привычку к употреблению спиртного, потребность в нём и поглощающие его. Метод предусматривает угашение психологическим путём потребности и привычки, нейтрализацию идеологическими (просвещение   правдой – прим. А.К.) и педагогическими воздействиями питейной запрограммированности и превращение алкоголика в сознательного трезвенника» [1, с. 152];

2) «Порядок действий по самоизбавлению от алкоголизма [1, с. 116 — 120]».

Дальнейшая практика применения доказала, что разработанные метод и методика применимы для освобождения от любой вредной привычки и потребности.

5. На основе разработанных метода и методики внедрил в практику помощь проалкогольно и протабачно зависимым людям, тем, что самостоятельно проводил практические занятия, индивидуальные и коллективные для добровольно желающих, по избавлению от алкогольной и табачной зависимостей и этим дал пример практической реализации своих научных исследований.

6. Сформулировал основные понятия и определения антиалкогольного просвещения и частично трезвенного просвещения: психологическая проалкогольная запрограммированность, гортоновика, принцип оптимализма, принцип сингулизма, абсурдизм, абсурдист, проалкогольный абсурдист, противоалкогольный абсурдист, состояние воздержанности (двойственность сознания), воздержанник, прояснённость сознания, трезвость, веритизм, естественный трезвенник, благоразумный трезвенник, сознательный трезвенник и т.д. [4].

7. Составил классификацию и временные периоды 5-и трезвеннических движений (ТД) России и СССР: первое трезвенническое движение 1858 – 1862 гг., второе – 1885 – 1904 гг., третье – 1914 -1925 гг., четвёртое – 1928 – 1932 гг., пятое – с 1981 г. —  по настоящее время [4].

8. Для успешного проведения психологической отрезвляющей работы разработал и ввёл шесть степеней опьянения исходя не из концентрации этанола в крови (клиническая классификация), а из степени отравленности мозга алкоголем: дурашливость, буйность, параличность, безумность, усыплённость, наркозность [4].

9. Г.А. Шичко как учёный, стоящий на позиции диалектического материализма, применил диалектический метод анализа социальных процессов алкоголизации, алкоголизмии, деалкоголизмии, формирования трезвости – выявил и составил категориальные пары, характеризующие данные социальные процессы: пьющий – непьющий, алкоголепийца – трезвенник, пьяница – благоразумный трезвенник, алкоголик – сознательный трезвенник, абсурдист – веритист, алкоголизмия – дезалкоголизмия, алкоголизм – трезвость и т.д. [5].

10. Сформулировал понимание абсурдности трёх вредных и проалкогольно программирующих теорий, распространяемых устно и в средствах массовой информации (СМИ) – печать, ТВ, интернет и т.д.: теории заполнения алкогольного вакуума, теории «культурного («умеренного») пития», теории алкогольного скепсиса [6].

11. Сформулировал основные виды абсурдизмов (абсурдисткие убеждения, взгляды, верования), передаваемые изустно или через СМИ, искажающие и программирующие сознание человека: проалкогольные (бытовой, обрядовый, медицинский, религиозный, рекламный), антиалкогольные (национальный, политический, уравнительный, рекламно-запретительный) [7, с. 53 — 58].

12. Составил классификацию людей в зависимости от их отношения к алкогольным изделиям и психологической проалкогольной запрограммированности [1, с. 121-124].

«В зависимости от питейной (проалкогольной – прим. А.К.) запрограммированности (ПЗ) и от употребления спиртного (УС) (самоотравления алкогольным ядом – прим А.К.) всё человечество разделил на четыре группы: трезвенников (-ПЗ, -УС), воздержанников (+ПЗ, -УС), принужденников (-ПЗ, +УС) и алкоголепийц (+ПЗ, +УС) [1, с. 152]».

Трезвенники, воздержанники и алкоголепийцы делятся на четыре подгруппы: трезвенники – естественные трезвенники, религиозные трезвенники, благоразумные трезвенники, сознательные трезвенники; воздержанники – воздержанник-этанолопат, воздержанник-случайник, воздержанник-пьяница, воздержанник-алкоголик; алкоголепийцы (самоотравляющиеся алкогольным ядом – прим. А.К.) – этанолопаты, случайно «пьющие» (случайники), пьяницы, алкоголики [3, гл. 7, с. 95-105].

13. Составил методические рекомендации по противоалкогольному и противокурительному воспитанию детей в семье [8].

Надо отметить, что актуальность сделанного Г.А. Шичко в науке и практике освобождения от вредных зависимостей и формирования трезвости, с течением времени только возрастает. Реальная жизнь общества остро ставит вопрос дальнейшего научного развития теории и практики формирования трезвости человека, в семье, в обществе и устойчивого развития трезвеннического движения (ТД). Исторический, системно-эволюционный подход в науке является главным и ключевым для понимания закономерностей текущего состояния и дальнейшего развития. Любая наука, в том числе и разрабатываемая «наука трезвости», должна развиваться, не вытесняя предыдущие этапы развития, а оставляя их, как годичные круги дерева, в теории и практике опыта личного, коллективного и общественного.

Своей жизнью, научной и практической деятельностью русский ученый Геннадий Андреевич Шичко дал пример жизненного, научного, нравственного и гражданского подвига бескорыстного служения своему народу и Отечеству.

Метод Шичко – психолого-педагогический метод, названный Г.А. Шичко методом гортоновической дезалкоголизмии, основанный на немедицинском, социально-педагогическом воздействии.

Суть метода заключается в том, что предусматривается угашение психологическим путем потребности и привычки, нейтрализация идеологическими и педагогическими воздействиями проалкогольной запрограммированности и превращение человека, самоотравляющегося алкогольным ядом («употребляющего алкоголь»), в сознательного трезвенника (по Г.А. Шичко) [9, с. 18 — 19; 1, с. 152].

Освоение практических навыков нейтрализации психологического проалкогольного программирования и его воздействия дает возможность человеку эффективно угашать разрушительные воздействия агрессивной социальной среды и в первую очередь средств массовой информации (СМИ). Сначала сознательно контролировать свои мысли, слова и действия, затем нейтрализовывать проалкогольное социально-психологическое программирование синхронно и автоматически в режиме реального времени, на сознательном и подсознательном уровнях психики человека.

Алгоритм социально-психологического программирования и формирования привычек и потребностей, разработанный на основе метода Г.А. Шичко представляет собой последовательность взаимосвязанных социальных процессов: запрограммированность (установка, программа, убеждение) – приобщение – привычка – потребность – потребление (реализация привычки или потребности) [9, с. 17-19; 10, с. 46-51]. Установка может быть отрицательной, положительной или безразличной.

Дальнейшая разработка данного подхода привела к матричному представлению элементов и связей между ними в реальной жизни общества, отображающих процесс как положительного, так и отрицательного, социально-психологического программирования и научения [11, с. 37, Матрица социально-психологического научения.]. Матрица – прямоугольная таблица элементов социальных процессов и представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её элементы и показаны связи между ними.

Разработанное матричное представление выявило диалектическое изменение (динамический характер) начальной запрограммированности в процессе социализации личности: запрограммированность начальная (первичная) – запрограммированность приобщения – запрограммированность привычки – запрограммированность потребности – запрограммированность потребления (реализация привычек и потребностей: помрачение сознания — при научении на вредные привычки и потребности, прояснённость сознания — при научении на положительные привычки и потребности).

Детальный анализ матричных представлений (рис. 1. Матрица социально-психологического научения на отрицательные (вредные) привычки и потребности; рис. 2. Матрица социально-психологического научения на положительные (полезные) привычки и потребности).

Рис. 1. Матрица социально-психологического научения на отрицательные (вредные) привычки и потребности

Рис. 2. Матрица социально-психологического научения на положительные (полезные) привычки и потребности

Надо только отметить, что приведённые матрицы являются взаимосвязанными и наглядно показывают процессы и структуру алкоголизмии, дезалкоголизмии и формирования трезвого мышления: отказ от «употребления» (от реализации привычки или потребности) – переход в состояние воздержанности в зависимости от стадии запрограммированности (воздержанник-алкоголик, воздержанник-пьяница, воздержанник-случайник) – личная работа (научение) по методу и методике Г.А. Шичко (сознательный воздержанник) – формирование начальной запрограммированности на положительную установку, полезную программу, разумное убеждение – освоение принципов и методов ТЗОЖ (трезвого здорового образа жизни), трезвенник — формирование привычки в ТЗОЖ, благоразумный трезвенник – формирование потребности в ТЗОЖ, сознательный трезвенник – прояснённость сознания.

Практика антиалкогольного и трезвеннического просвещения, проведение уроков трезвости и системных занятий по методу Г.А. Шичко в рамках организаций Союза некоммерческих организаций в сфере профилактики и охраны здоровья «Евразийская ассоциация здоровья» (ЕАЗ) и МОО «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ) привела к созданию соответствующей формы дневника и коррекции методики (порядка действий) по нейтрализации социально-психологической запрограммированности на любые вредные физические и ментальные привычки и формированию трезвости человека (трезвых убеждений, трезвого мышления, сознательного трезвого стереотипа поведения и трезвого мировоззрения) [9, с. 19-22, с. 92-93; 12, с. 23-27].

Социально-психологическая запрограммированность человека на то или иное действие, которую он получает в процессе социализации, даёт понимание природы любых привычек и потребностей, как отрицательных (вредных), так и положительных (полезных). Отрицательные (вредные) привычки являются следствием искаженности сознания и ложного стереотипа поведения, а положительные (полезные) являются следствием правдивых нравственных убеждений и ясного здравосозидательного сознания. В реальном поведении человека имеет огромное значение спектр привычек и потребностей, как отрицательных, так и положительных.

Г.А. Шичко сформулировал здравосозидательный психологический подход к процессу освобождения от алкогольной, прокурительной и других зависимостей. Если под трезвостью до него подразумевалось воздержание, неупотребление веществ наркотического действия (подход Всемирной организации здравоохранения), то Шичко добавил к данному определению нейтрализацию пронаркотической запрограммированности, как состояния очищенности сознания человека от активности вредных пронаркотических программ. Нейтрализованная пронаркотическая (в частности, проалкогольная) запрограммированность замещается: отрицательной установкой на самоотравление алкогольным ядом (на «употребление алкоголя»), программой трезвого стереотипа поведения и устойчивыми, активными трезвыми убеждениями [13, с. 59-60].

Г.А. Шичко в научном плане зафиксировал переход от антиалкогольного просвещения и пропаганды к трезвенному просвещению, формированию трезвых убеждений, трезвого мышления, трезвого мировоззрения, формированию и утверждению сознательного трезвого состояния. Глубокий смысл такого подхода раскрывается в работе с личностью и расширяется на общественно-государственную деятельность: теперь антиалкогольная фразеология с элементами запугивания граждан отрицательными последствиями «потребления алкоголя, табака и других наркотиков, и различных интоксикантов» (самоотравления алкогольными, табачными, наркотическимии другими нейротропными ядами) замещается, в основном, трезвенным просвещением и терминами и понятиями, проясняющими сознание и формирующими язык сознательной трезвости. Нейтрализуются ложные проалкогольные предрассудки и абсурдизмы в сознании человека на основе объективной научной правды и формируются трезвые убеждения, положительные образы, стереотипы поведения и ценности личности.

«Трезвость сознательная — это ясное сознание человека, информационное и нравственное состояние семьи и общества, свободные от запрограммированности на самоотравление алкогольными, табачными, наркотическими ядами или иными химическими интоксикантами и неискаженные никакими предрассудками, ложью, психологическими зависимостями и эмоциональными страстями» (А.А. Карпачёв) [9, с. 19].

Об алкоголе и его действии дается правдивая информация в соответствии с возрастной психологией, основной акцент делается на необходимости трезвости как естественной основе жизни, нравственных ценностях и устойчивом развития личности и общества. Это и есть научная и нравственная основа трезвеннического просвещения.

Основная цель трезвеннического просвещения – прервать передачу разрушительных интоксикантных запрограммированностей, в первую очередь проалкогольной, прокурительной, пронаркотической и других, действующих на основе нейротропных ядов, из поколения в поколение и в поколении — от старших к младшим. Сформировать культуру устойчивой преемственности на уровне личности, семьи, коллектива, общества и государства трезвых здравосозидательных убеждений, мышления, стереотипов поведения и мировоззрения.

Понимание основной и единственной причины различных зависимостей как социально-психологической запрограммированности и обоснование необходимости трезвеннического просвещения, основные теоретические и практические принципы которого разработаны и разрабатываются отдельными организациями ТД (ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень», Союз «Евразийская ассоциация здоровья» г. Москва), позволяет сделать массовым добровольчество в движении за трезвый здоровый образ жизни (ТЗОЖ) с опорой на гражданское общество, общественные и государственные институты: с привлечением студентов, преподавательского состава ВУЗов, СУЗов и школ, специалистов по работе с молодёжью, старшеклассников, родителей, представителей некоммерческих организаций и бизнеса.

«Трезвость – основа физического, нравственного, духовного, демографического, экономического возрождения и устойчивого развития народов России и Русской цивилизации» (А.А. Карпачёв).

Список литературы

1. Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. Ленинград, 1991. — 161 с.

2. Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы. (Вторая сигнальная система и рефлекторная деятельность). Ленинград: Медицина, Ленинградское отделение, 1969. – 216 с.

3. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма (Заключительный отчёт). Ленинград: НИИ Экспериментальной медицины АМН СССР, 1981. – 176 с.

4. Шичко Г.А. Маленький словарь трезвенника (основная трезвенная терминология). Ленинград, 1984.

5. Шичко Г.А. Рекомендации по использованию словаря для самоотрезвления. Статья, 18 июля 1985 г.

6. Шичко Г.А. Женщина и трезвость. Статья, 5 марта 1978 г.

7. Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. Путь к трезвости. СПб., 1997.

8. Шичко Г.А. Противоалкогольное и противокурительное воспитание детей в семье. Методические рекомендации. Ленинград: Общество «Знание» РСФСР Ленинградская организация, 1981; Издание 2-е, допол., Москва: Евразийская ассоциация здоровья, 2018, 28 с.

Карпачёв А.А, Карпачёва Е.И., Карпачёв Д.А. Формирование трезвого здорового образа жизни на основе психолого-педагогического метода Г.А. Шичко. Методическое пособие. М.: Википринт, 2017. – 168 с. ISBN 978-5-9500666-0-3

10. Карпачёв А.А. Социально-психологическая запрограммированность – основная причина химических и ментальных зависимостей. // Состояние потреблениятабака, алкоголя и наркотиковв России и перспективные подходы их профилактики. Экспертный доклад институтов гражданского общества о причинах, последствиях, потенциале для защиты здоровья личности, общества, государства. Авторский коллектив: Головин А.А., Аршин К.В., Карпачёв А.А., Разводовский Ю.Е., Иванов В.А. М., 2017. с. 46-51.ISBN 978-5-9500666-1-0

11. Карпачёв А.А. Формирование трезвых убеждений и трезвого мышления – основа первичной профилактики и массового добровольчества в образовательной среде (Матрица социально-психологического научения).// Пути и условия совершенствования системы профилактики зависимых форм поведения в образовательной среде. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Евразийская ассоциация здоровья, 2018, с. 33-39. ISBN 978-5-6041141-3-1

12. Карпачёв А.А. Головин А.А. Профилактика зависимого поведения и формирование трезвого здорового мышления. Методическое пособие. Изд. 2-е. М.: Евразийская ассоциация здоровья, 2018. – 80 с.ISBN 978-5-6041141-1-7

13. Головин А.А. Пособие добровольца за трезвый здоровый образ жизни (думающего, понимающего и делающего). М.: Википринт, 2017. – 84 с. ISBN 978-5-906265-05-0