Проблемы оздоровления населения Республики Беларусь в современных экологических и социально-экономических условиях

Толкачев В.А.
Международная академия трезвости, Минск

Толкачев Валентин Андреевич — почѐтный академик Международной академии геронтологии, вице-президент, академик, профессор Международной академии трезвости, эксперт ООН по проблемам наркотизма и трезвости, член союза писателей Беларуси, председатель белорусского общественного объединения «Трезвенность-Оптималист» имени Г.А. Шичко, преподаватель Республиканской школы самооздоровления «Оптималист.

Обеспечение условий для повышения жизненного уровня каждого человека, а, следовательно, и народа в целом — важнейшая практическая задача суверенного государства Республики Беларусь. Она тесно связана с деятельностью на других магистральных направлениях позитивного созидания. Отличительная черта сегодняшних представлений о здоровье человека — это понимание передовой частью общества необходимости его сознательного укрепления, совершенствования и самосовершенствования.

На сегодняшний день в определении категории «здоровье» нет   единого мнения. У С.И. Ожегова читаем: «Здоровье — это: 1. Правильная, нормальная деятельность организма. 2. То или иное состояние организма» [120, с.180]. Наиболее распространенным можно считать определение, предложенное в Уставе ВОЗ: «Здоровье

— это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [125, с.514]. Н.Н. Визитей   и В.П. Моченов [37] считают одной из причин неадекватной трактовки понятия упущение понимания двойственности состояния благополучия: объективное и субъективное, т. е. констатация медико-биологического состояния человека должна быть всегда подкреплена фактом, когда сам человек оценивает, переживает свое бытие как благополучие.

Согласно утверждению Н.Т. Лебедевой [87] научное понимание «здоровья» включает: гармоничное телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов организма, его высокую работоспособность, отсутствие заболеваний, адаптация к непривычным условиям среды.

По мнению И.И. Брехмана [29, с.30] категория «здоровье» это то, что «… отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь — случайность, не имеющую всеобщего характера».

Наиболее часто используется принцип прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического, которому соответствует понятие «хорошее здоровье», и патологического, синонимы которого — «болезнь», «плохое здоровье» (рис. 1.1).

Однако существует состояние предболезни, когда заболевания как такового еще нет, но компенсаторные возможности организма уже снижены и проявляются на функциональном и биохимическом уровнях. Это переходное состояние между здоровьем и болезнью называется

«третьим состоянием». Оно характерно для людей, систематически поглощающих алкоголь, курящих, ведущих нездоровый образ жизни. В этом состоянии люди могут находиться годами, иногда всю жизнь, располагая, примерно, половиной психофизиологических возможностей, заложенных в них природой [6, 153, 154].

Академик, доктор медицинских наук В.А. Пономаренко [126, с.14] выводит на государственный уровень рассматриваемое понятие и отмечает: «Здоровье — это медицинская, социальная и правовая категория. Здоровье — это право на жизнь, на труд, на тот психофизиологический потенциал, который обеспечивает социальную активность, самостоятельность личности». И его противоположность «нездоровье — временная утрата социального статуса, который обеспечивает человеку его востребованность и нужность профессиональному сообществу».

С позиции физической и психической природы человека   известный   академик Н.М. Амосов [6, с.30] разработал науку о механизме болезней и здоровья, разбирая их на разных уровнях: биохимии в клетках, физиологии организма в целом. Он дает следующие определения:

  • Уровень здоровья — это интенсивность проявления жизни в нормальных условиях среды, которая определяет тренированность структур клетки.
  • Количество здоровья — это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь.

Еще выше, на глобальный уровень, поднимает данное понятие Г.С. Шаталова [175, с.6], которая пишет: «Здоровье — категория общечеловеческая. Оно не знает классовых и сословных, межнациональных, межгосударственных и межблоковых границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догматов. Здоровье — желанный гость и в убогой комнате бедняка, и в роскошном особняке правителя».

Можно привести здесь определения рассматриваемой нами категории и других известных специалистов [14, 16,18, 63, 67, 90]. Общее для них в определении категории «здоровье», в понимании явления «здоровый образ жизни» — выделение определительного свойства здоровья как базового составляющего.

В настоящее время в республике обострились проблемы, связанные со здоровьем людей. Так, например, за 1995–1997 годы отмечалось увеличение смертности с 3,2 до 4,6 чел. на 1000 населения [152]. Сокращается продолжительность жизни: по данным Минздрава Республики Беларусь мужчины живут в среднем менее 60-ти лет. Тенденция снижения среднего возраста прослеживается среди населения, начиная с 70-х годов. Социально- экономические проблемы, связанные со снижением жизненного уровня населения, неблагополучная экологическая ситуация, осложнившаяся последствиями катастрофы на ЧАЭС, негативно отразились на состоянии здоровья и качестве жизни людей [54, 58, 84, 164].

Рис. 1.1. Схема шкалы здоровья населения

В республике сохраняется неблагоприятная тенденция роста количества инвалидов, общее количество которых составляет более 0,5 млн. человек. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья у молодежи. По результатам проведенных исследований биологический возраст юношей и девушек (16–21 год) превышает паспортный, примерно, на 10 лет [148].

Медицина называет основные факторы, приводящие к хроническим заболеваниям,— это недостаточная двигательная активность, неправильное питание, массовое употребление алкоголя и курение табака. Эти выводы получили подтверждение при наблюдении за большими группами населения [4, 6, 105, 153, 155].

Перспективы динамики других показателей, влияющих на изменение численности населения на начало XXI века, по данным ООН, прогнозируют в целом снижение генофонда белорусской нации  (рис.1.2,1.3) [115,152].

В республике наблюдается увеличение употребления наркотиков, в первую очередь, алкоголя и табака. «Алкоголь — наркотик, подрывающий здоровье населения» — это определение из решения ВОЗ 1975 года [153, с.19]. В ГОСТе 5964-82 Госстандарта СССР указано: «Алкоголь — этиловый спирт, относится к сильнодействующим наркотикам».

Ф.Г. Углов считает, что от причин, связанных с алкоголем, погибает каждый третий, а от причин, связанных с табаком, — каждый пятый умерший. Это значит, что только в Российской Федерации от этих наркотиков погибает около полутора миллиона человек ежегодно [154].

Рис. 1.2. Динамика рождаемости в Беларуси за последние 20 лет

Рис. 1.3. Перспективы изменения численности населения в странах

По заключению ВОЗ, при достижении уровня среднедушевого потребления 8-ми литров абсолютного алкоголя в год наступает процесс необратимого ухудшения генофонда нации. Показатель смертности населения прямо пропорционален употреблению абсолютного алкоголя (табл. 1.1, рис. 1.4) [99,104,130,154].

Система алкогольного геноцида народов

Количество абсолютного алкоголя на душу населенияРезультат
До 8 литровВозникновение предрасположенности к уничтожению нации
9–10 литровРождается вирус гибели государства
11–20 литровРазвивается духовно-нравственный коллапс общества
21–31 литровРазвивается алкогольный коллапс: массовая дебилизация общества

Анализируя антологию категории «здоровье», следует отметить, что оно зависит от многих факторов. По заключению экспертов ВОЗ, оно на 50 % зависит от социальных условий и образа жизни субъекта, на 20 % — от состояния окружающей среды, до 20 % оказывает влияние наследственность и на 10 % — уровень развития медицины и состояние медицинской помощи [67].

Рассматривая вопросы здоровья населения, необходимо остановиться на роли физической культуры и спорта. Трудовая деятельность в современных профессиях не дает человеку возможности проявлять двигательную активность в нужном объеме. Поэтому требуется специальная ее организация, которая реализуется в виде занятий физической культурой, которую принято в настоящее время делить на 3 части: спорт, физическое воспитание, рекреационная физкультура и реабилитационная.

Рис. 1.4. Динамика продажи алкогольных изделий в различных государствах

Физическая культура является эффективным средством повышения работоспособности и производительности труда, как за счет развития психических и физических профессионально важных качеств, так и за счет повышения устойчивости к неблагоприятным состояниям, возникающим у человека в процессе его трудовой и учебной деятельности.

Наблюдения над людьми, регулярно занимающимися так называемым массовым спортом, показали, что у них общая заболеваемость по частоте вдвое, а по длительности втрое ниже, чем у не занимающихся физической культурой [118]. Это можно объяснить тем, что при занятиях физической культурой повышается неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям: охлаждению, перегреванию, облучению, инфекции.

В советские годы, благодаря развитию массовости физкультурного движения в республике, росло число физкультурников и спортсменов, укреплялось здоровье молодежи, повышалась ее физическая закалка. Однако со временем все больший акцент в деятельности спортивных организаций стал делаться на подготовку спортсменов высокого класса.

В итоге оказалась ослабленной сама основа спорта высших достижений — наличие большого числа физически здоровых, крепких юношей и девушек, реальной сферы отбора будущих олимпийцев. Таким образом, возникло противоречие между целями массового физкультурного движения, физического воспитания молодежи в целом и организацией ее физической подготовки. Несовершенство нормативных основ оценки качества физического воспитания, в соответствии с которыми определяющим критерием считается количество занимающихся спортом, привело к тому, что многих спортивных педагогов перестала интересовать главная цель их деятельности — подготовка физически здоровых людей, целеустремленных, умственно и физически работоспособных, могущих эффективно действовать в сложной обстановке.

В настоящее время уровень физических нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства настолько высок, что сохранение здоровья спортивной «элиты» уже становится реальной проблемой. Если 30–40 лет назад спортсмены тренировались несколько месяцев в году и 2–3 раза в неделю, то сейчас — круглый год и 2–3 раза в день.

Все это, плюс использование химических стимуляторов и средств нейтрализации их продуктов распада, создает реальную угрозу здоровью спортсменов, стремящихся к мировым достижениям. Поэтому речь в настоящее время идет не вообще о физических нагрузках как средстве обеспечения ЗОЖ, а об оптимальных, способствующих физическому и психическому развитию, хорошему самочувствию человека [59, 61, 65, 83, 102, 118, 125,128, 135, 182, 183, 184].

Очень важным, но недостаточно разработанным в планах методическом, организационном и психологическом, является период перехода спортсмена после выступлений в «большом спорте» к нормальной жизни, эффективной трудовой деятельности [165].

Анализируя вопросы ухудшения здоровья населения, необходимо остановиться и на роли медицины. По данным ВОЗ, до 30 % заболеваний обусловлены лекарственной интоксикацией [146]. Европейская медицина развивается как индустрия, имеющая целью получение максимальных прибылей. Производство лекарств за рубежом — это большой бизнес. В 1985 г. 12 наиболее популярных в мире препаратов были проданы на сумму свыше 6 млрд. долларов. Продажа и рекламирование негодных, даже опасных препаратов, особенно в странах «третьего мира», еще раз доказали, что для многих фирм доходы важнее, чем здоровье людей.

Особого внимания заслуживает и применение гормональных препаратов, которые увеличивают риск онкологических заболеваний, делают невозможным дальнейшее лечение больного методом разгрузочно-диетической терапии — голоданием [104]. В настоящее время авторитетные зарубежные организации — ВОЗ, Международное агентство онкологических исследований — пришли к выводу, что основной причиной хронических заболеваний человека является образ его жизни [20].

Здоровый трезвый образ жизни как фактор сохранения здоровья населения

Процесс оздоровления и состояние здоровья индивида — это многосложное явление, основой которого являются биологические и психологические функции организма. Так как человек представляет собой элемент социальной структуры общества, то он подвержен воздействию общих закономерностей.

В подходах к определению сущности понятия «здоровый образ жизни» за последние годы определилось 3 основных направления: философско-социологическое, определяющее его как интегральный показатель культуры и социальной политики общества [40]; медико- биологическое, рассматривающее его как гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах [4, 6, 27, 67, 90, 168]; психолого- педагогическое, утверждающее ведущую роль мотивационно-ценностного отношения, сознания, поведения и ценностно-ориентировочной деятельности для создания своей социокультурной среды жизнедеятельности [38].

Базовой категорией при методологическом анализе ЗОЖ является «образ жизни» — это «… определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [90]. Взяв за основу категорию «образ жизни», ученые глубоко и широко аналитически рассматривают с различных авторских позиций понятие «здоровый образ жизни». М.В. Акилов [3] считает, что под «здоровым образом жизни» нужно понимать выработанное человеком умение организовать производственную, бытовую и культурную стороны своей жизни, позволяющие проявить свою индивидуальность. В.А. Максимович [97] рассматривает «здоровый образ жизни» как объективный фактор формирования здорового, эффективно работоспособного человека, позитивно выживающего в окружающей среде.

Приведенные трактовки категории «здорового образа жизни» имеют в наличии общие черты, подчеркивающие суть «здорового образа жизни» через объективные и субъективные составляющие его структуры. Формы поведения отдельного человека, составляющие ЗОЖ, можно разделить на две группы — 1. Личностное поведение, способствующее профилактике заболеваний и повышению защитных свойств организма (режим труда и отдыха, удовлетворительные жилищные условия, рациональное питание, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены и медицинская активность), 2. Личностное поведение, направленное на борьбу с вредными привычками (воздержание от табака, алкоголя и других токсических веществ и интоксикантов)[66].

Б.Н. Чумаков [173] рассматривает факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. На рис. 1.5 представлены две сферы, характеризующие образ жизни — здоровый и нездоровый. Каждая из позиций «здорового образа жизни» характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что позитивно сказывается на состоянии здоровья. Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно отразятся на нервно- психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.

Помимо перечисленных компонентов «здорового образа жизни», нашедших место в его структурной модели, Н.Н. Жудлицина [63] выделяет и такие составляющие: душевный комфорт на основе любви к окружающему миру, оптимальная двигательная активность, психогигиена, закаливание с использованием природных факторов, составление режима жизни с учетом биоритмов, профилактика и отказ от вредных привычек, использование народной медицины, социально-экономическое обеспечение жизни.

Рис. 1.5. Характеристика образа жизни

Все выше перечисленные авторы и многие другие [6, 25, 38, 46, 47, 50, 57, 67, 76, 81, 86, 90, 111, 114, 158, 165, 187], касаясь сущности «здорового образа жизни», единодушны в перечне компонентов структуры, выделяя главное — занятия физическими упражнениями. При всем существующем разнообразии рассматриваемого предмета в многовековой истории культуры человечества четко просматривается несколько основных направлений:

  • изучение методов физкультурно-оздоровительных занятий для оздоровления человека средствами физической культуры;
  • изучение способов оценки оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями.

Авторы при рассмотрении методов использования физических упражнений единодушно отмечают их широкое разнообразие. Так, В.К. Бальсевич [12] называет две формы:

  • Самостоятельная группа (индивидуальные, семейные, добровольные объединения).
  • Регламентируемая группа (дошкольные учреждения, школа, ПТУ, ссузы, вузы).

Первую группу физкультурной активности, имея в виду в основном утреннюю гимнастику, рекомендуют И.В. Бельский, А.Н. Кононов [19], М.Я. Виленский [38].

Утреннюю гимнастику наряду с подвижными играми, закаливанием, физкультурными праздниками и конкурсами, как формами физкультурно-оздоровительной направленности, предлагают в своих работах другие авторы [87, 93, 178].

С этой же целью для учащихся учреждений среднего специального образования авторами [39] предлагается утренняя гимнастика в общежитиях, учебно-тренировочные занятия в спортивных, туристских секциях, массовые спортивные праздники, туристские слеты и соревнования по видам спортивного туризма.

Для студенческой молодежи авторы предлагают более широкий аспект — это учебные физкультурные занятия (обязательные и факультативные), физические упражнения в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, массовые физкультурные, спортивные мероприятия), проводимые в выходные дни, во время каникул, в оздоровительно-спортивных лагерях, занятия в специализированных тренировочных залах, одно-двухдневные походы выходного дня, туристские слеты, соревнования по спортивному ориентированию и т. д. [15, 81, 108, 165].

Структуру форм физкультурно-оздоровительных занятий трудящегося населения большинство авторов рассматривают в следующем виде: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутка, восстановительная гимнастика во время рабочего процесса [162, 165].

После работы и в выходные дни рассматриваются такие формы, как секционные занятия, профилированные группы, клубы и секции по интересам, занятия в физкультурно- оздоровительных центрах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, турбазах и т. д. [53, 57, 72, 79, 81, 97, 129].

Анализируя различные формы физкультурно-спортивной направленности, как ведущего, фундаментально образующего компонента «здорового образа жизни», не умаляя и других форм, необходимо учитывать агитационно-пропагандистскую деятельность.

Агитационно-пропагандистская работа оказывает воздействие на создание соответствующего общественного мнения, а именно: насыщает информативностью по физкультурно-оздоровительной проблеме, концентрирует внимание людей, подчеркивая в их сознании важность и значительность проблемы, повышает потребность и мировоззренческий уровень людей на данную проблему, формирует знания, умения и навыки для действия с целью решения проблемы.

С целью решения и достижения желаемого условия в системе просветительного компонента «здорового образа жизни» авторами-исследователями предлагаются следующие формы агитационно-пропагандистской работы — это устная (лекции, доклады, беседы, диспуты, лектории, тематические вечера, консультации, конференции и т. д.); печатная (газеты, журналы, методическая литература, стенгазеты, объявления, афиши, лозунги и т. д.); наглядная (стенды, витрины, фото, рекламы, плакаты, фотоальбомы, буклеты, листовки, видео, кинофильмы); показательные (спортивно-гимнастические представления, парады, экскурсии, занятия физкультурно-оздоровительной направленности, психорегуляция, семинары, тренинги, закаливание и т. д.).

Следует подчеркнуть, что содержание указанных форм всецело зависит от необходимости просветительской работы в направлении отдельного или всех компонентов «здорового образа жизни» [39, 141, 163, 165].

Оздоровительное значение двигательной активности велико для всех этапов жизни человека. При этом нужно иметь в виду, что рост и развитие организма продолжается до 20– 25 лет. Известно, что 25–35 лет — это период расцвета возможностей организма, а с 35–40 лет начинается постепенное снижение его функциональных возможностей [4, 6, 80, 116, 147].

Таким образом, основное средство укрепления и сохранения здоровья — это оздоровительные физические упражнения как один из главных составляющих компонентов «здорового образа жизни».

Современные подходы к решению проблемы формирования здорового трезвого образа жизни.

По мнению большинства авторов, решающих проблему оздоровления населения, ЗОЖ— это производное различных составляющих в их развитии. Преобладающий на сегодня в рассматриваемом вопросе вектор развития направлен на целостное осознание ЗОЖ, а не только на отдельные его компоненты, что несет в себе больше вариантов и возможностей оздоровления индивида.

Предлагается проектирование и последующая реализация комплексных программ сохранения здоровья, которые должны предусматривать систему мер, обеспечивающих для здоровья среду обитания, условия жизнедеятельности людей, развития и проявления их самовыражения.

Для высокой эффективности необходимо обработать и внедрить в практику блок мероприятий (обучение, воспитание, пропаганда), нацеленный на активизацию механизмов совершенствования интеллектуального и духовного мира человека [12, 38].

Очень важной является мысль о первичности в оздоровлении организма и его здоровья в целом — это работа в данном направлении человеческого сознания [27]. Отмечается, что обращенный к сознанию процесс обучения должен быть увязан с воспитанием, влияющим одновременно и на подсознание ученика. Следует отметить, что вопрос обучения культуре трезвости и здоровья авторы [106,107] выдвигают на первый план в воспитании человека, считая одной из важнейших составляющих общей культуры. Отсюда очевидна необходимость новых, нестандартных, более совершенных и эффективных форм обучения и воспитания людей.

Постановлением совместной коллегии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и исполкома Совета «Федерация профсоюзов Белорусская» в 2000 году утверждено положение о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь. Для нашей работы наиболее актуален Государственный физкультурно- оздоровительный  комплекс V–VIII ступени, возраст 22–59 лет.

Наряду с комплексным подходом, разработкой указанных программ приобщения к ЗОЖ существует большое количество работ, авторы которых придерживаются частных подходов обеспечения здоровья [7, 16, 86, 115, 126, 143]. Примечательно и то, что появляются и авторские программы, которые сочетают в совокупности как традиционные, так и оригинальные предложения.

Произошедшие в обществе политические, экономические изменения в постперестроечный период затронули и педагогику, включив ее в рыночные отношения. Появились новые формы (гимназии, дошкольные центры, детский сад–школа, воскресные школы, домашние детские сады и т. п.), различные программы («Истоки», «Радуга», «Очарование» и т. п.) воспитания, обучения подрастающего поколения [87, 178].

Существующий учебный процесс по физическому воспитанию в основном направлен на совершенствование физических качеств [49, 83, 139]. Имеются данные о позитивном воздействии физических упражнений на здоровье человека [89]. Но есть сведения и о негативных последствиях физических нагрузок на организм здорового человека, выполняемых без медицинского и педагогического контроля [26, 147, 188, 189, 190].

В связи с изложенным становится ясным, что совершенствование здоровья индивида возможно лишь, когда преподаватель руководствуется функциональным состоянием учащегося [77]. Для категории «взрослого населения» в вопросах внедрения и развития процесса физического совершенствования имеются различные подходы, авторские программы, научные разработки, системы оценки   физического   состояния   человека. А.Т. Рубцов [134] считает важным учет биологических ритмов для повышения эффективности создания режимов труда, отдыха; А.Н. Конников [78] предлагает систему силовых упражнений на тренажерах; В.М. Баранов [14], С.К. Городилин [46] рекомендуют комплексирование средств физической культуры на занятиях в группах здоровья; А.Г. Фурманов [162] научно обосновывает комплексные занятия гимнастикой, играми, лыжами, конькобежным спортом, плаванием, туристскими походами выходного дня, шейпингом, восточными единоборствами, армрестлингом; В.П. Кривцун [81] предлагает занятия на тропах здоровья.

Анализируя вопросы поведения человека на занятиях физической культурой, необходимо остановиться на мотивационном механизме физкультурной активности личности. Вопросы мотивации являются главными в объяснении особенности какой-либо практической деятельности индивида. Анализируя взаимосвязи «человек — мотивация — физическая культура», авторы глубоко и всесторонне изучили данный механизм. Так, например, М.И. Боровский [27] рассматривает мотивацию как процесс проявления, функционирования мотивов.

В нашей и зарубежной литературе просматриваются в основном два направления в анализе природы мотивов в действиях человека. Первое — это связь мотивации с понятием бессознательного инстинкта как главного двигателя психической жизни человека. Второе — это результат воздействия объективного мира на природу развития человека, прошедшего эволюционный этап осознания. Отсюда явно следует, что цель физкультурной деятельности — повышение уровня развития его биологической и социальной природы.

За миллионы лет среда обитания непрерывно менялась. И человеческий организм постоянно к таким переменам приспосабливался. Почему же не в полной мере действуют защитные силы сегодня? Здесь от проблем окружающей среды, экологии необходимо перейти к проблемам здоровья.

Источниками плохого здоровья человека нельзя считать только недостаточное питание или некомфортную жизнь, загрязненность среды обитания и отсутствие надлежащей медицинской помощи. Одна из главных причин заболеваний человека — это нарушение или ослабление защитных сил организма.

Разум, психика человека таят огромные резервы, при использовании которых можно быстро встать и постоянно идти по пути нравственного, экологического и социально- психического здоровья. Основоположник натуральной гигиены американец Сильвестр Грэхэм писал: «Уже длительное время я открыто провозглашаю, что человек, как правило, сам является причиной собственных болезней и страданий, что почти всегда он сам виноват в том, что болеет, и что он также должен просить прощения у общества за то, что болеет, как и за то, что пьянствует» [176].

Известный пропагандист и последователь оздоровительной системы П.К. Иванова «Детка» Ю.Г. Золотарев [69] в своих книгах подробно останавливается на изменении сознания человека. Он считает, что человек, прежде всего, должен стать другим, изменив свой (порой привычный) образ жизни. В этом направлении нужно понять и осознать 3 истины:

  1. Из чужих рук здоровье не получишь.
  2. Исцелить себя человек может только сам.
  3. Исцеление можно получить только через осознание.

Современная философия здоровья базируется на интеграции медицины, физической культуры, психологии, где преобладают концепции рационального питания, профилактики заболевания, повышения двигательной активности и других факторов.

Остановимся на некоторых из названных направлений.

Важнейшим составляющим системы рационального питания является вегетарианство. Оно включает в себя не только способ питания, но и целый комплекс оздоровительных мер, называемых натуропатией, или лечением естественными факторами природы.

В США, Великобритании, Франции, Германии проводились исследования, посвященные воздействию вегетарианских рационов на организм человека. Их результаты показали, что большинство людей стали себя чувствовать лучше при переходе на вегетарианский рацион [104,105]. Позитивные сдвиги в оздоровлении наблюдаются и у слушателей Республиканской школе самооздоровления «Оптималист», перешедших на тот или иной вид вегетарианского питания [24-А, 27-А, 36-А].

Человеческая мудрость среди других качеств высоко ценила стойкость, выдержку, умение ограничивать себя, что способствовало духовному росту человека. Во время постов, предписываемых всеми религиями мира, человек укрепляет свой дух. Борясь со слабостями, ограничивает себя в еде, а организм при этом очищается от вредных веществ.

Миллионер здоровья, как он себя называл, американский натуропат Поль Брэгг [30] предложил систему очистки через голодание на дистиллированной воде: еженедельно — 24 часа, ежемесячно — 3 суток, ежеквартально — 7 суток. Итого: 97 суток. Специалист по рациональному питанию Н.А. Семенова [138] предлагает также эффективную систему очистки организма — 7 ступеней.

Целью исследования различных оздоровительных систем является их влияние на продолжительность жизни. Исследованием процессов закономерностей старения занимается наука геронтология (с греческого gerontos — старец). Родоначальником ее является русский биолог, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников. Он утверждал, что старость и смерть наступают у человека преждевременно. Одна из причин этого явления — постоянное самоотравление в процессе пищеварения в кишечнике.

В     соответствии     с     возрастной     классификацией     люди     подразделяются: 60–74 — пожилые, более 75 — старые, более 90 — долгожители.

Наивысший хронологический возраст человека определен в 120 лет [60]. В других источниках сообщается, что любое живое существо в природе проживает 6 периодов своего созревания. Если принять, что человек созревает к 20 годам, то его предел — 120 лет. Людей старше 110 лет называют супердолгожителями.

Рассматривая вопросы оздоровления и долгожительства, необходимо сказать и о состоянии тела, его формировании и поддержании в течение всей жизни. Восточная мудрость гласит: «Состояние тела — это состояние ума, видимое посторонним людям». В настоящее время совершенствование процесса физического воспитания учащихся требует серьезных изменений в его методике и организации.

Возрастной интервал от 7 до 10 лет, как показали исследования [118], наиболее благоприятен для того, чтобы заложить в ребенке весь спектр физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.

Если этого не сделать, то можно упустить время для формирования физической и физиологической основы будущего потенциала здоровья. Ибо все дальнейшие шаги в этом направлении окажутся противоречащими законам развития моторики человека.

Сущность методологии физкультурно-спортивной ориентировки состоит в том, чтобы каждому ребенку, подростку выбрать подходящую для него форму физической активности. Для одного — это определенный вид спорта, для другого — занятия общеразвивающими физическими упражнениями, для третьего — интенсивная реализация таланта на олимпийском уровне.

Планируя физкультурно-спортивную работу с молодежью, следует помнить, что многолетние исследования основных закономерностей возрастного развития двигательной активности людей показали: физический потенциал человека, тот «запас энергии», который ему предстоит тратить всю жизнь, формируется в начальные два десятилетия его жизни. Чем лучше организовано физическое воспитание в эти годы, тем выше уровень физической подготовленности взрослого человека [118].

Говоря о физическом воспитании, развитии физической культуры, спортивной подготовки детей и молодежи, нужно сказать и о совершенствовании физкультурно- спортивного движения среди взрослых людей, занятых в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, военнослужащих, лиц пожилого возраста и т. д.

Следует особо подчеркнуть огромную роль физического воспитания в искоренении такого зла, как потребление алкоголя, табака и других наркотиков. С другой стороны, у людей, ведущих здоровый образ жизни, наполненных постоянной физической активностью, формируется и становится привычным режим жизни, когда физическая активность не только осознается как необходимость, но и ощущается как потребность. А ее временное отсутствие вызывает чувство дискомфорта, своеобразные «протесты» организма, требующего своей привычной уже дозы движений.

Анализ возможных путей совершенствования физического воспитания, повышения уровня физической культуры в целом убеждает в том, что необходимо искать новые рычаги управления всей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Необходимо обосновать такие нормативы физической и спортивной подготовленности личности, которые включили бы в себя возможность оценки успехов в достижении ее главной цели — высокого уровня здоровья, работоспособности, роста физического, двигательного потенциала и спортивного совершенствования [9, 39, 46, 48, 64, 65, 77, 83, 88, 100, 123, 141, 144].

Решение проблемы оздоровления населения Республики Беларусь требует изучения подобных вопросов за рубежом, в развитых странах, заимствования их опыта в оздоровлении своего населения. Одним из главных вопросов, которому там придается огромное значение, является пропаганда массовой физической культуры, спорта для всех. Анализ зарубежной литературы [51, 96, 169, 191, 192, 193, 194] позволяет сделать вывод о том, что в систему пропаганды входят элементы: цель, задачи, содержание, аудитория. К этому следует добавить формы и средства пропагандистского воздействия.

Общая эффективность всей пропаганды массовой физической культуры или «спорта для всех» обеспечивается на основе взаимодействия всех названных элементов и составляющих. Начало активной пропаганды массового спорта в развитых капиталистических странах можно отнести к 1966 году, когда Европейский совет — организация, ведающая экономическим и культурным сотрудничеством между западноевропейскими странами, — принял решение о развитии движения «спорт для всех».

Среди основных средств, используемых для пропаганды массовой физической культуры за рубежом, можно выделить следующие: реклама занятий различными видами спорта, спортсооружений, центров отдыха, спортивной одежды и инвентаря;

пропагандистская кампания на удовлетворение потребности в знаниях, связанных с занятиями физическими упражнениями; спортивные и развлекательные передачи по телевидению и радио; организация массовых соревнований, физкультурно- оздоровительных фестивалей и конкурсов.

Значение для эффективного пропагандистского воздействия имеет также и регулярное обновление рекламных средств. Пропаганда массовой физической культуры посредством рекламы поставленной на научную основу [51, 60, 96, 169].

Выводы

  1. Современными авторами (ученые, врачи, педагоги, социологи, философы) признается решающая роль категорий «здоровье», «здоровый образ жизни» в жизни индивидуума для проявления его интеллектуального и физического потенциала.
  2. Несмотря на принимаемые меры со стороны государства, в Беларуси продолжают обостряться проблемы, связанные со здоровьем людей, формируется неблагоприятная демографическая ситуация (смертность превышает рождаемость), снижается средняя продолжительность жизни населения.
  3. Анализ многих программ (Ю.А. Андреев, А.В. Басов, В.М. Баранов, П. Брэгг, С.К. Городилин, А.Н. Конников, В.П. Кривцун, А.П. Лаптев, В.А. Пономаренко, А.Г. Фурманов, и др.) по оздоровлению показывает, что в решении проблемы не в полной мере осуществляется подход, позволяющий получить положительный результат.
  4. Необходимо создание структурно-функциональной модели государственного и общественного просвещения с целенаправленным использованием традиционных, а также новых форм, средств и методов оздоровления, что позволит внести существенный вклад в повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового трезвого образа жизни, оздоровления, воспитание умения быть здоровым духовно и физически у граждан Республики Беларусь.

Литература

  1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки: В 2 т. Ташкент: Фан, 1979. — С. 162–163.
  2. Айслер Риан. Чаша и Клинок: Пер. с англ. М.: МП «Древо жизни», 1993. — 288 с.
  3. Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни — цель, обучение в системе физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1993. № 9. С. 10–11.
  4. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 190 с.
  5. Амосов Н.М. О природе человека // Физическая культура и спорт. 1992. № 9–10. С. 14– 16.
  6. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: «Издательство АСТ», 2002. — 590 с.
  7. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. СПб.: Интепринт,1991.— 352 с.
  8. Антипова С.И., Трофимов Н.М., Коржунов В.М., Бабичевская А.И., Карпук Г.В., Дубинин С.Е., Яковлева В.В. Некоторые характеристики состояния здоровья населения крупных городов Беларуси (Минск, Гомель, Могилев). Демографические проблемы Беларуси: Материалы I Междунар. конгр. / Междунар. ин-т трудовых и социальных отношений. Минск: ПКООО «Солярис Плюс», 1999. — С. 10–13.
  9. Аринчин Н.И. Программа здравосозидания. Комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию источников неинфекционных заболеваний и формирование здоровья населения Республики Беларусь на период 1996–2000 гг. // Стратегия, основанная на научном открытии. Минск, 1995. — 25 с.
  10. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  11. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  12. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  13. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. Психология безопасности труда. Учебное пособие. СПб.: Типография Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 1996.— 298 с.
  14. Баранов В.М. Занятия в группах здоровья. Киев: Здоров’я, 1983. — С. 37–61.
  15. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М.: «Просвещение», 1973. — 176 с.
  16. Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль, 1989. — 128 с.
  17. Батмангхелидж Ф. Вода для здоровья: Пер. с англ. Минск.: ООО «Попури», 2005. — 228 с.
  18. Белый Лама В.Ф. Востоков. Индо-Тибетская школа омоложения. СПб.: «ДИЛЯ», 2000. — 224 с.
  19. Бельский И.В., Кононов А.Н. Физическая культура как действенный фактор формирования здорового образа жизни // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально- экономических условиях: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–17 октября 1997 г. / Бел. гос. акад. физич. воспитания и спорта. Минск, 1997. — С. 48– 49.
  20. Бенджамин Г. Популярный справочник естественного лечения / Пер. с англ. — Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Вегетарианство — здоровье физическое и душевное. М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 272 с.
  21. Берков В. Д. Общая методология науки: Учебное пособие для вузов. Минск: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.– 227 с.
  22. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М.: «Мысль», 1988. — 301 с.
  23. Бехтерев В.М. Психологическое определение личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: «Питер», 2000. — 476 с.
  24. Бирюков А.А. Баня и массаж. Минск: «Полымя», 1989. — 255 с.
  25. Богоявленский Е.Н. Здоровье — это образ жизни. М.: «Знание», 1987. — 40 с.
  26. Большая медицинская энциклопедия. – 3-е изд. М., 1986. — Т. 28. — 529 с.
  27. Боровский М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск: Наука и техника, 1974. — 113 с.
  28. Бородин Д.Н. Итоги работы первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. СПб., 1910. — 240 с.
  29. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. М.: «Физкультура и спорт», 1990. — 208 с.
  30. Брэгг Поль. Чудодействие голодания: Пер. с англ. К.: МП «Лiлея», 1992. — 84 с.
  31. Бубнов Ю.М., Шишков Ю.А. Государства и экономика в современном мире // Экономист. 1999. № 10. С. 27.
  32. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М.: «Профиздат», 1984. — 128 с.
  33.   Быкадоров Ю.А. Профилактика употребления наркотических средств и психоактивных веществ учащимися общеобразовательных школ и ПТУ: Учеб. пособие для пед. работников общеобразоват. шк.   и   ПТУ / Б.Ю. Быкадоров, В.П. Максимчук, Б.Т. Виленчик, А.Н. Годлевский, Н.А. Залыгина. М.: «ЮНИТИ- ДАНА», 2002. — 187 с.
  34. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. — 160 с.
  35. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988. — 260 с.
  36. Вивекананда С.   Джана   —   Йога:   Пер.   Я.К. Попова.   Харьков:   «Фолчо»;   М.: «Издательство АСТ», 2004.—333 с.
  37. Визетей Н.Н., Моченов В.И. Сущность здорового образа жизни как социально- культурного феномена и пути его формирования средствами физической культуры и спорта // Физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. докл. всес. науч.-практ. конф., Москва, 15–17 октября 1990г. / Гос. центр. орд. Ленина ин-т физич. культуры. М., 1990. — С. 22–30.
  38. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9–11.
  39. Вилькин Я.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. М.: «Физкультура и спорт», 1985.— С. 36–42.
  40. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Рекреация по-американски. М.: «Знание», 1990. — 190 с.
  41. Висьневска-Рошковска К. Вторая и третья молодость женщины / Пер. с польского С.Н. Гульянц. — 2-е изд. Минск: «Полымя», 1988. — 144 с.
  42. Войтович Г.А. Исцели самого себя: О лечебном голодании в вопросах и ответах. — 2- е изд. Минск: «Беларусь», 1989. — 128 с.
  43. Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002—2006 годы. Здаровы лад жыццяя. 2002. № 2. С.3-12.
  44. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: «Прогресс», 1976. — 196 с.
  45. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — 4-е изд. М.: «Высшая школа», 1972. — 398 с.
  46. Городилин С.К. Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства студенческой молодежи: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Минск, 1992.— 140 с.
  47. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М.: «Физкультура и спорт», 1984. — 126 с.
  48. Гужаловский А., Чорбэ К. Проблемы контроля профессиональной готовности специалиста по физической культуре и спорту // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез докл. V Междунар. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 298.
  49. Гулько И.С. Путь к здоровью и самосовершенствованию // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–17 апреля 2003 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003.— С. 22.
  50. Дащинский А.К. К методике оздоровления зимним плаванием. Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2005. — 84 с.
  51. Дамсгаард К. Развитие массового спорта за последние годы в Норвегии // Тримм + физическая подготовка: Материалы VII Междунар. конф. /Моррен. Швейцария. Минск, 1987 — С. 133–137.
  52. Дворецкий Л.К. Сертификация физкультурно-оздоровительных услуг — важный фактор здорового образа жизни лиц среднего и пожилого возраста // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 327.
  53. Дембо А.П. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. М.: «Физкультура и спорт», 1973. — 350 с.
  54. Демичев Д.М. Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проблемы преодоления последствий. Минск: «Экоинформ», 1997. — 270 с.
  55. Дорсман Д. Как бросить пить / Пер. с англ. В. Броля. М.: «КРОН-ПРЕСС», 1996. — 272 с.
  56. Для тех, кто хочет бросить пить и для их родных. М.: Московское Подворье Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, «Фаворъ», 2002. — 160 с.
  57. Домбровский В.И. Организационно-методические основы привлечения взрослого населения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Минск, 1993. — 140 с.
  58. Дощенко В.Н. Правда о радиации (Репортаж из полуоткрытых сейфов). Озерск, 1991.— 82 с.
  59. Жарко С., Соколов В. Становление и развитие физкультурного движения в Республике Беларусь // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 72.
  60. Жарова Л.Б. Состояние и развитие массовой физической культуры за рубежом. М.: «ЦО ОНТИ-ФиС», 1984. — С. 5–6, 11–13, 19–22.
  61. Жбанков Р. Проблемы подъема массовости физической культуры. Роль общественных организаций // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001.— С. 497.
  62. Жизнь, здоровье, долголетие: Советы профессоров / Сост. ред. Е.А. Пресман; Науч. ред. В.С. Улащик. Минск: «Белорусская наука», 1998. — 622 с.
  63. Жудлицина Н.Н. Здоровый образ жизни, его структура и проблемы формирования // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. междунар. науч.- практ. конф., Минск, 15–17 октября 1997г. / Бел. гос. акад. физич. воспитания и спорта. Минск, 1997. — С. 228–229.
  64. Загревский В. Методологические основы имитационного моделирования движений человека на ПЭВМ // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 72.
  65. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Минск, 1994.—С. 20.
  66. Здоровье. Популярная энциклопедия. Минск: Белор. Сов. энциклопедия им. П. Бровки, Редкол. Е.Я. Безносиков и др. 1990. — 670 с.
  67. Здоровье здорового человека. / Московский центр проблем здоровья при Правительстве Москвы. Международный ин-тут восстановительной медицины. Кафедра восстановительной медицины и формирования здоровья Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. / Сост. Разумов А.Н., Пономаренко В.А., Пискунов В.А.; Под редакцией д-ра мед. наук В.С. Шинкаренко. М.: «Медицина», 1996. — 416 с.
  68. Зинковский А.В., Гришин Н.Ф. Средства и методы системного анализа в физической культуре. Л., 1988. — 40 с.
  69. Золотарев Ю.Г. Новое-небывалое. Опыт Дела Учителя Иванова. М.: КСП; СПб.: «Марина», 1995. — 320 с.
  70. Иванов Ю.Г. Влияние природных факторов на процесс вызревания целостной личности: Автореф. … дис. канд. филос. наук: 2000 / МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2000. — 20 с.
  71. Каннингхэм Роб. Дымовая завеса. Канадская табачная   война.   Пер.   с   англ. В.Н. Королева. Под редакцией А.К. Демина (руководитель проекта). М.: Исслед. центр по проблемам междунар. развития, 2001. — 496 с.
  72. Карманный справочник туриста / Автор-сост. Ю.А. Штюрмер. — 2-е изд. с изм. и доп. М.: «Профиздат», 1982. — 224 с.
  73. Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимостей и стрессов. М: МЕДпресс- информ, 2005. — 136 с.
  74.   Коледа В.А., Медведев В.А., Ярмолинский В.И. Основы мониторинга функционального и физического состояния студентов. Минск: БГУ, 2005. — 127 с.
  75. Кнейп С. Мое водолечение. СПб.: Издание книжного склада Н. Аскарханова, 1898. — 288 с.
  76. Кобринский М. Образ жизни как главный фактор формирования здоровья // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003 г./ Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 336.
  77. Колос В.М., Ворсин Е.Н. Проблемы и основные пути совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию //Фiзiческая культура i здароуе. 1996. Вып. 2. С.48–66.
  78.   Конников А. Применение инструментальных методик для определения продолжительности работы на тренажерах // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск., 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С.226.
  79. Корзенко В.Н., Фурманов А.Г. Физкультурно-оздоровительные программы по формированию здорового образа жизни (методические рекомендации). Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2004. — 60 с.
  80. Котляров М.М. Можем ли мы побороть себя? // Металлург. 1994. № 8. С. 41–43.
  81. Кривцун В.П. Тропы здоровья как эффективное средство формирования двигательного компанента здорового образа жизни // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. докл. Междунар. науч.- практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 251.
  82. Кругликов Р.И. Алкоголизм и потомство. М.: «Наука», 1987. — 128 с.
  83. Кряж В., Кряж З. Проблемы гуманизации физического воспитания // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 351.
  84. Кулландер С., Ларссон Б. Жизнь после Чернобыля. Взгляд из Швеции: Пер. со шв. М.: «Энергоатомиздат», 1991. — 48 с.
  85. Купер Кеннет. Новая аэробика. М.: «Физкультура и спорт», 1979. — 125 с.
  86. Лаптев А.П. Жить не болея, жить долго. М.: «Советский спорт», 1991. — 64 с.
  87. Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей. Минск: ИПП Госэкономплана Респ. Беларусь, 1993. — 207 с.
  88. Лебедев В. Проблемы оздоровительной функции физической культуры // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 260.
  89. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Истоки здоровой жизни. М.: «Знание», 1974. — 97 с.
  90. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека — социальная ценность. М.: «Мысль», 1989. — 270 с.
  91. Литвина И.И. Три пользы: Основы правильного питания. СПб.: АО «Комплект», 1994.— 208 с.
  92. Лободин В.Т. Здоровье и духовность. СПб.: АО «Комплект», 1994. — 389 с.
  93. Логвина Т.Ю., Шестакова Т.Н., Карманова Л.В. Паспорт здоровья (для детей дошкольного возраста). Минск, 1992. — С. 3–10.
  94. Макаренко А.С. Собр. соч. в 5 т. М.: «Правда», 1976.— Т.4. — С. 271.
  95. Макарцев В.П. Условия и приемы достижения денежного достатка. Искусство творить свою жизнь. Методический материал творческой лаборатории МРЕЖИ СОФИИ. Феодосия: ОАО «Симферопольская городская типография», 2000. — 154 с.
  96. Макинтош П. Проблемы «спорта для всех» в различных странах мира. (Доклад, составленный по поручению ЮНЕСКО), ноябрь 1981 г. Минск, — С. 9–21.
  97. Максимович В.А. Доминирующие установки здорового образа для молодежных категорий населения // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–17октября 1997г./ Бел. гос. акад. физич. воспитания и спорта. Минск, 1997. — С. 36–37.
  98. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 302 с.
  99. Марченко Ю.Г. и др. Стратегия отрезвления. Новосибирское книжное издательство, 1980. — 180 с.
  100. Марищук Л. Формирование здорового образа жизни как психолого-педагогическая проблема //Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 54.
  101.    Мартынюк Н.С. Педагогические основы закаливания человека в системе оздоровления природными факторами: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Брест, 1994.—131 с.
  102. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. – 410 с.
  103. Маюров А.Н. Основы собриологии (Лекции по антинаркотическому воспитанию). М.: «Свободное сознание», 2003. — 198 с.
  104. Мендельсон А.А. Учебник трезвости. Санкт — Петербург, 1913. — 170 с.
  105. Медкова И.Л., Павлова Т.Н. Пища, которая лечит. М.: «Издательский дом МСП», 1995. — 512 с.
  106. Микулин А.А. Активное долголетие или моя система борьбы со старостью. М.: «Физкультура и спорт», 1998. — 135 с.
  107. Мильнер Е.Г. В поисках панацеи. М.: «Физкультура и спорт», 2004. — 186 с.
  108. Михайлов В.В., Морозов А.А. Пешком и на лыжах: Маршруты однодневных туристских походов вблизи Минска. Минск: «Полымя», 1990. — 103 с.
  109. Мойсейчик Э.А. Обоснование целенаправленного закаливаемых процедур у детей младшего школьного возраста в системе семья: Дис. … канд. пед. наук: 17.04.97. Минск, 1997. — 170 с.
  110. Монтень М. Опыты. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997. — 1600 с.
  111. Муравов И.В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев, 1973. — 132 с.
  112. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. М.: Изд-во «ЭКСМО- ПРЕСС», 2001. — 432 с.
  113. Мюллер И.П. Моя система: очищение движением / Пер. с нем. СПб.: «Невский проспект», 1999. — 158 с.
  114. Найдин В.Л. Десять тысяч шагов к здоровью. Минск: «Полымя», 1985. — 94 с.
  115. Население Республики Беларусь. Статистический сборник. Минск: УП «Главный вычислительный центр», 2005. — 282 с.
  116. Неумывакин И.П. Эндоэкология здоровья. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. — 448 с.
  117. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья детей. М.: «Физкультура и спорт», 1990. — 220 с.
  118. Никифоров Г.С., Ананьев В.А., Гурвич И.Н. и др. Психология здоровья. СПб.: Издательство СПб. Университета, 2000. — 504 с.
  119. Ниши К. Оздоровление сосудов и крови. СПб.: ИК «Невский проспект», 2001. — 124 с.
  120. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987. — 797 с.
  121. Организм мужчины. / Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ. обл. М. В. Драко. — 2-е изд. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 592 с.
  122. Оржеховская В.М., Бурмака Н.П. Избавление учащихся от наркогенных привычек Под ред. В.М. Оржеховской. Киев: Изд-во «Преса Украiни», 1992. — 304 с.
  123. Пастушек Т.П. Формирование здорового образа жизни студентов педагогических вузов средствами физической культуры: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Минск, 1992. — 199 с.
  124. Полякова Т.Д. Альбокринова О. Инновационный опыт внедрения рекриационно- оздоровительной программы профилактики прогрессирования миопии в гуманитарном вузе // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 513.
  125. Пономоренко В. Здоровье человека как психофизический потенциал смысла, духа, бытия, оздоровительных политик государства //Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 514.
  126. Пономаренко В.А. Размышления о здоровье (Круг чтения). М.: Издательский Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2001. — 432 с.
  127. Природа, человек, здоровье. Система природного оздоровления человека. // Материалы конференции медработников под ред. Ю.Н. Попова/ Центр здоровья. Николаев: Издательство центра здоровья, 1995. — 170 с.
  128. Потапенко Н.Е. О труде, о быте и социальном самочувствии; о смысле и значении самообразования; о национальной  доктрине образования. Минск: Высшее учебное учреждение Федерации профсоюзов Белорусской Международный негосударственный институт трудовых и социальных отношений, 2001. — 63 с.
  129. Программа занятий групп здоровья. Минск: Изд-во «Полымя», 1979. — 65 с.
  130. Протько Т.С. В борьбе за трезвость: страницы истории / Под ред. М.О. Бина. Минск: «Наука и техника», 1988. — 165 с.
  131. Психология: Учеб. для ИФК / под ред. В.С. Мельникова. М., 1987. — 423 с.
  132.   Разводовский Ю.Е. Алкоголь и смертность в Беларуси. Гродно: Гродненский медицинский университет, 2003. — 76 с.
  133. Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика. — 3-е изд., перераб. и доп. Минск: «Дым Эймса школа», 1973. — 130 с.
  134. Рубцов А.Т. Группы труда и здоровья человека. М.: «Физкультура и спорт», 1984. — 190 с.
  135. Сазанович В.П. и др. Главное — массовость: Физкульт. движение Белоруссии на соврем. этапе / В.П. Сазанович, П.В. Пиляк, В.С. Филиппович. Минск: «Беларусь», 1982. — 96 с.
  136. Сборник «Население Республики Беларусь». Минск: Министерство статистики анализа Республики Беларусь, 2003. — 282 с.
  137. Севковская З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. Минск: «Принткорп», 2002. — 128 с.
  138. Семенова Н.А. Человек соль земли. СПб.: «СДС», 1998. — 448 с.
  139.   Семкин А. Адаптивные изменения под влиянием физических упражнений оздоровительной направленности // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 468.
  140. «Семь инструментов качества» в японской экономике. М.: Издательство стандартов, 1990. — 88 с.
  141. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: «Питер», 2001. — 416 с.
  142. Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. — 395 с.
  143.   Скрипко А. Педагогические принципы применения спортивных тренажеров // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 121.
  144. Соколов В., Пархомчик В. К вопросу физкультурной и спортивной ориентации и направленности старших школьников Республики Беларусь // «Олимпийский спорт и спорт для всех»: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г./ Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 380.
  145. Соколов Ю.А. Выбери жизнь! (Трезвость, здоровье, жизнь). СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. — 400 с.
  146. Сосновский Л., Мосиенко В. Уринотерапия: вчера, сегодня и завтра. Киев: «Альтерпресс», 1996. — 383 с.
  147. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. М.: «Физкультура и спорт», 1980. — 349 с.
  148. Тимошенков В.В. Проблема контроля здоровья человека от детского до пожилого возраста //Геронтология, гернострия и здравосозидание: Материалы конф., посвященной Междунар. дню пожилых людей и 90-летнему юбилею Академика Д.Ф. Чеботарева. /Национальная академия наук. Минск, 1998. — С. 45–46.
  149. Тимошенков В.В. Экспресс-методика для диагностики функционального состояния человека // Здоровье: сущность, диагностика и оздоровительные стратегии: Тез. междунар. науч. конф., Криница-Гурска, 10–12 мая 1999 г. / Польша, Криница- Гурска, 1999. — С. 98–100.
  150. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. — Т. 1. М.: «Политиздат», 1991. — 478 с.
  151. Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. СПб.: «Питер», 2001. — 256 с.
  152. Тявловский М.Д. Причины демографического кризиса в Республике Беларусь // Демографические проблемы Беларуси: Материалы I междунар. конгресса. / Междунар. ин-т трудовых и социальных отношений. Минск: ПКООО «Солярис Плюс», 1999. — С. 7–9.
  153. Углов Ф.Г. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. К 100-летию со дня рождения. М.: «ФОРУМ», 2004. — 208 с.
  154. Углов Ф.Г. В плену иллюзий. Минск: «Беларусь», 1986. — 256 с.
  155. Уголев А.М. Теория адекватного питания и трофология. СПб: «Наука», 1991. — 272 с.
  156. Указ Президента Республики Беларусь № 390 от 17.07.2001 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь ».
  157. Уоттле У., Пауэл Дж. Искусство быть здоровым. СПб.: «Питер Пресс», 1996. — 128 с.
  158. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков, Е.А. Сергеев, Т.Г. Минчукова и др.; Под ред. Р.Г. Жбанкова. — 2-е изд., перераб. и доп. Минск: «Полымя», 1984. — 143 с.
  159. Уэйл Э. Самоисцеление. Как обнаружить и усилить естественную способность организма сохранять и восстанавливать здоровье. — Пер. с англ. Т. Науменко. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1999. — 320 с.
  160. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 2. М.,1913. — 484 с.
  161. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. М.: «Просвещение», 1990. — 448 с.
  162.     Фурманов А.Г. Теоретические и организационно-методические основы производственной физической культуры: Автореф. дисс … д-ра пед. наук: 13.00.04 /Бел. гос. ин-т физич. культуры. Минск, 1992. — 230 с.
  163. Фурманов А.Г. Принципы рекламирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. / Бел. гос. акад. физкультуры. Минск, 2003. — С. 98.
  164. Фурманов А.Г. Физическое здоровье и здоровый образ жизни детей и молодежи, проживающих на территориях радионуклидного загрязнения // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. докл. Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 334.
  165. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов. Минск: «ТЕСЕЙ», 2003. — 528 с.
  166. Холодов Ж.К., Попов В.П. Папа, мама и я — физкультурная семья. Минск: «Полымя», 1989. — 222 с.
  167.   Хохель С.О. Секреты Победителя: Книга развития личных качеств. СПб.: Издательство «Невский проспект», 2000. — 192 с.
  168. Царик А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и… XXI веке // Теория и практика физической культуры. 1991. № 1. С. 2–4.
  169. Центральный совет Болгарского союза физической культуры и спорта. Концепция пропаганды массовой физической культуры на период с 1983 по 1987 гг. София, 1983. — С. 18–20, 24–25.
  170.   Цитребаум Ч., Кинг М. Гипнотерапия   вредных   привычек   /   Пер.   с   англ. Л.В. Ерашовой. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 192 с.
  171. Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. СПб.: «Невский проспект», 1999. — 156 с.
  172. Чиа Мантек, Чиа Мэниван, Дуглас Абрамс, Рэйчел К. Абрамс. Даосские секреты любви для двоих. Пер. с англ. М. Чеботарева. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 288 с.
  173.   Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 247 с.
  174. Шахотько Л.П., Бурачевская Е.В., Лешкович Л.Ф. и др. Тенденция заболеваемости, смертности и продолжительности жизни населения Республики Беларусь / Под ред. Л.П. Шахотько. Минск: УП Минстата «Главный вычислительный центр», 2003. — 225 с.
  175. Шаталова Г.С. Выбор пути. М.: «Елен и К°», 1996. — 256 с.
  176.    Шелтон    Г.М.    Ортотрофия:    Основы    правильного    питания.    Пер.    с    англ. Л. Владимирского. М.: «Молодая гвардия», 1992. — 352 с.
  177. Шеннон С. Питание в атомном веке: Как уберечь себя от малых доз радиации / Пер. с англ. П.М. Добрусова, А.Г. Скоморохова. Минск: «Беларусь», 1991. — 302 с.
  178. Шестакова Т.Н., Логвина Т.Ю. Оздоровительная и лечебная физическая культура в детском саду, специализированном в онкогематологии: Метод. реком. Минск, 1997.— 23 с.
  179. Шичко Г.А. Вторая сигнальная система и ее физиологические механизмы. М.—Л.: Издательство «Медицина». Ленинградское отделение, 1969. — 224 с.
  180.   Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма. Л.: Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины АМН СССР, 1981. — 176 с.
  181. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.– М.: Университетская книга, 1997 — 540 с.
  182. Юспа М.Б., Серяков Г.В., Петреченко Д.В. Задачи научно-методического обеспечения физического воспитания населения в новых социально-экономических условиях // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. респуб. науч.-практич. конф., Минск, 20–21 июня 1995 г. / Респуб. учебно-метод. центр физвоспитания населения. Минск, 1996 г. — С. 29.
  183. Юспа М. Массовая физическая культура Республики Беларусь на рубеже столетий // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. V Междунар. науч. конгресса, Минск, 5–7 июня 2001 г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2001. — С. 535.
  184. Юспа Н.Б., Белановский Н.А. Законодательные и нормативно-правовые акты по организации физкультурно-оздоровительной работы среди трудящихся: Сб. документов. Минск, 1999. — 125 с.
  185. Юшкевич Т.П. Научно-методические основы системы многолетней тренировки в скоростно-силовых видах спорта циклического характера: Дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Минск, 1990. — 416 с.
  186. Юшкевич Т.П. Оздоровительный бег. Минск: «Полымя», 1985. — 111 с.
  187. Юшкевич Т.П. Научно-методические основы построения занятий с оздоровительной направленностью // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. респуб. науч.- практич. конф., Минск, 20–21 июня 1995 г. / Респуб. учебно-метод. центр физвоспитания населения. Минск, 1996 г. — С. 29.
  188.   Юшкевич Т. Комплексный подход к здоровому образу жизни // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тезисы докл. Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 15–17 апреля 2003г. / Бел. гос. акад. физич. культуры. Минск, 2003. — С. 363.
  189. Greist J. H., Klein M. H., Eischens R. R. et al. Running as treatment for depression / Compar. Psychiatry, 1979, v. 20 — р. 41–54.
  190. Morgan W. P., Pollok M. L. Physical activity and cardiovascular health: psychological aspets // Landry F., Orban W. (Eds.): Physical Activity and Human Well — Being. — Miami, FL, Symposia Spesialists, 1978. — р. 163–181.
  191. Almond J., Decencon B. Revisiting flealth Related Filness in flealth Rilated Fithess: a Report of a Conference at the College of St. Pauls / St. Mary. Cheltenham, 1995 publiched by Curriculum Development Centre. — p. 51.
  192. Sharkey B. J. Physiology of filness. Sekond edition. — Champaign, fifinois: Human Kineties Publishers, Ins., 1984. – р. 181.
  193. Shephard R. J. Physical aktivity and aging. — London: Croom Heln Lim., 1978. – р. 120.
  194. Wright J. Letter to obserner newspaper dated 31.10.89. in response to an artikle by Peter Corrigan on 29 Oktober, publihed also in the BAALPE nesletter, March, 1990, Jssue N 20.— p. 12–13. 
  195. Jonkisz J. Wychowanie fizyczne i sport dzieci i mlodziezy w polskim sisteme oswiatowym. Studium pedagogiczne. // Zeszyty Naukowe/ — Wroclaw: AWF — 1987. —№ 44. — S. 26.