Конструирование дефиниций понятия «трезвость» с помощью категориальной методологии

Клюшникова Е. А.
Международная академия трезвости, Тюмень

Клюшникова Елена Анатольевна – доцент кафедры физической культуры и спорта Тюменского индустриального университета, кандидат педагогических наук, Почѐтный работник сферы молодѐжной политики РФ, академик Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

Введение

В науке точное определение категории является распространѐнной проблемой. Часто затруднение вызывает необходимость выбора категорий для адекватного отражения сущности природного или общественного явления. Любой категории можно дать определение с разных точек зрения. Это – несомненно, плюс. Но, с другой стороны, это может стать и препятствием для формирования стройной научной теории. Поскольку любая научная теория базируется на системе фундаментальных категорий и понятий. Традиционные подходы к конструированию дефиниций несколько ограничены. Для адекватного и точного отражения феномена трезвости мы обратились к теории динамических информационных систем. Теория ДИС (ТДИС) – междисциплинарная система знания, выступающая универсальной оболочкой для научных теорий. В основе своей методы теории динамических информационных систем имеют логику, философию и математику. А также идею о возможности использования накопленных знаний о разных когнитивных конструкциях для определения эталона любого объекта. Это и позволяет получать неординарные научные знания об объектах исследования.

Категориальной методология, как методология научных исследований, разработана и успешно апробирована на протяжении 25 лет докторами экономических наук Разумовым В.И., Сизиковым В.П.  и Боуш Г.Д.

Обзор современных дефиниций категории «трезвость»

Понятие «трезвость» в повседневной жизни и в разных научных сферах (психология, социология, медицина, педагогика) трактуется как отсутствие опьянения. В словарях нет чѐткого определения трезвости, исключающего множественность толкований. Но приведено большое количество разных лингвистических форм с корнем «трезв». И толкуются слова в разных направлениях.

Так в словарях Д.Н. Ушакова, В.И. Даля, С.И. Ожегова, П.Я. Черных — это «…не пьяный, не хмельной. [1, 2, 3, 4].

Сегодня распространено, пожалуй, самое известное и самое неудачное, на наш взгляд, определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Трезвость» – это непрерывное воздержание от приѐма алкоголя и других психоактивных веществ» [5]. В этом определении нет ничего от науки и к тому же содержание понятия «воздержание» ясно показывает, что никакого отношения к трезвости этот процесс не имеет, потому что воздержание – это добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определѐнного промежутка времени или на протяжении всей жизни [ 6]. Если следовать определению ВОЗ, то получается, что ребѐнок, родившийся в естественном трезвом состоянии, «непрерывно воздерживается от приѐма алкоголя и других психоактивных веществ», то есть силой воли отказывается от употребления алкоголя и подавляет в себе влечение к этому ядовитому веществу. Получается также, что и человек, абсолютно равнодушный к алкоголю и другим отравлениям, тоже непрерывно воздерживается. Абсурдность таких утверждений очевидна.

Приведѐнные определения показывают, что к первому направлению относятся слова со смыслом «трезвый – значит не пьяный», которые скрывают истинную суть естественной трезвости как величайшей ценности, присущей человеку от природы при рождении. Однако общественное сознание не включает эту естественную трезвость «в комплектацию» нормальности, с которой рождается человек, являющийся естественным трезвенником. Такие определения ставят в центр общественного внимания алкоголь и «меру» отравления, а не естественное трезвое состояние человека. Кроме того, в них искажается истинный смысл понятии «трезвый», потому что для раскрытия его значения используются слова с отрицательным оттенком: «отказ», «непрерывное воздержание», будто новорождѐнный уже имеет склонность к употреблению алкоголя и трезвость – это его личная жертва, так как состояние трезвости требует от человека невероятной силы воли и решительности. Таким образом, человеку внушается, что трезвость – это вынужденное, а не естественное состояние человека. Такое понимание трезвости не приведѐт человека и общество к правильному, естественному образу жизни.

Второе общепринятое значение корня «трезв-» – «здравомыслящий». Смотрим словарь В.И. Даля: «…трезво смотрящий на вещи; освободившийся от иллюзий» [2], – то есть благоразумный, рассудительный. Однако здравомыслие – это не есть трезвость. Если человек обладает способностью здраво рассуждать, делать правильные выводы и правильно действовать, это ещѐ не значит, что он обладает трезвостью в истинном смысле.

Таким образом, можно констатировать недостаточность степени проникновения науки в сущность феномена трезвость. Вследствие этого в общественном сознании трезвость как ценность не была зафиксирована.

Более удачная попытка дать определение понятию трезвость, по мнению автора, оказалась у членов тюменской городской общественной организацией «Клуб трезвого и здорового образа жизни «Оптималист»: «Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах)».

Но мы считаем, что необходимо продвигаться дальше в исследованиях, чтобы строго зафиксировать смысл данного термина. Это и является целью данной работы.

Категориальный метод «Триадическая дешифровка категорий»

Для конструирования дефиниции понятия «трезвость» будем использовать такой универсальный когнитивный инструмент, как категориальный метод «Триадическая дешифровка категорий». С помощью этого метода возможно более полно и точно отразить природу данного феномена.

Структурное триединство, известное как триада, хорошо знакома учѐным разных научных специальностей. И именно триада стала ядром теории динамических информационных систем (ТДИС). В рамках данной теории был обоснован постулат о сочетании минимума содержания и полноты описания объекта посредством триады. [7]

Для выделения необходимых признаков трезвости мы применили также принципы формальной логики. То есть, изначально, используя традиционную логику, мы сконструировали определение. А затем на полученном определении при помощи метода

«Триадической дешифровки категорий» вычленили дефиниции категории «трезвость».

Базовая категория – это категория, именующая объект исследования. Все схемы, образованные на основе исходной, можно воспринимать в качестве различных аспектов базовой категории.[8]

Условия применимости:

  • возможность выделения определенного набора категорий и понятий, описывающих исследуемый объект и его отдельные аспекты, связанных между собой какими-либо отношениями;
  • возможность формирования отдельных триад из набора категорий и понятий для представления объекта, которые могут быть объединены в сетевую структуру.

Содержание и логика метода

Первый уровень триады предполагает дешифрующие категории, отражающие сущность явления наиболее полно. Но в то же время категории первого уровня должны обладать необходимостью и достаточностью. Затем также дешифруются категории первого уровня. В итоге мы получаем композицию достаточную для описания объекта, а также для конструирования определения.

Эвристичность метода состоит в том, что   с помощью   его   возможно   не только разработать модель объекта в формате Динамической информационной системы (ДИС), но и сконструировать определения (дефиниции) категорий предметной области на базе осмысления природы исследуемого феномена и чѐткого методологического инструментария.

Конструирование дефиниции категории «трезвость» Объект исследования — трезвость.

Первая триада (первый уровень): норма, ценность, идеал.

Второй уровень:
норма: физиологическая, психологическая, поведенческая ценность: физическая, духовная, душевная.
идеал: образ, мечта, мораль

Алгоритм метода отображѐн на рисунке 1.

Рис.1. Алгоритм метода триадической дешифровки категорий.

Анализ и описание полученной модели

Человек рождается с набором необходимых базовых состояний, позволяющих жить, развиваться и реализовывать свой потенциал — это норма. В нормальную комплектацию входит здоровое тело и исправный мозг. Трезвость является и нормой, и ценностью, и идеалом.

Триада Нормы следующая.

Физиологическая норма — это отсутствие физиологических зависимостей от интоксикантов. Когда в организме нет алкогольных и иных ядов, включѐнных в обмен веществ. Ничто не мешает функционировать организму так, как заложено природой.

Психологическая норма  — это ощущение полноты бытия и нужности, нет тяги к отравлению интоксикантами, вызываемой определѐнными наработанными ритуалами и шаблонами поведения: Новый год — шампанское, футбольный матч — пиво т.д., иными словами, нет психологических зависимостей.

Поведенческая норма — адекватная реакция на окружающий мир, социум, созидательное поведение.

Рисунок 2. Двухуровневая триадическая дешифровка категории «трезвость».

Триада Ценность:

Физическая ценность — это очень явная ценность — наличие всех органов, отсутствие болезней. Человек особенно еѐ осознаѐт, если вдруг лишается какого-либо органа или части тела. Трезвость сохраняет эту ценность. Человек трезвый не создаѐт столько аварийных опасных ситуаций, сколько нетрезвый и не отравляет свои органы ядами.

Душевная ценность. Душа — совокупность психических явлений, внутренний мир человека. Философы считают еѐ бессмертной нематериальной сущностью. Именно в душе выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли. Чем больше человек занимается своим духовным ростом, тем чаще он полон благодушия и живет гармоничной и счастливой жизнью. В отличие от разума душа не думает, а чувствует. Это крепость морального духа, стабильность эмоций, когда человек находится в гармонии с собой и миром.

Духовная ценность — духовные ценности мы не можем потрогать руками и как-то ощутить на вкус. Но это то, что делает человека Человеком. Это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить: моральные и нравственные устои через призму которых человек познаѐт мир и себя. Ориентируясь на свои духовные ценности, человек анализирует события и явления, прогнозирует развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь в соответствии с духовными ценностями человек формирует модель (программу) поведения в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духа. Интоксиканты снижают уровень абстрактно-логического мышления, снижается и интеллект.

Триада Идеала включает:

Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Мораль трезвости одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписанные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своѐ естественное состояние трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) трезвость, если она утрачена.

Образ — это результат отражения объекта в сознании человека. Это могут быть ощущения, восприятия и представления, понятия, суждения и умозаключения. Образ регулирует поведение, осуществляет функции управления действиями.

Мечта — мысли и желания, создаваемые в воображении. Мечта помогает человеку познать свой внутренний мир, раскрыть способности, пробудить творческие силы. У человека, отправляющегося интоксикантами мечта, как правило, одна — порция отравы.

Резюме

Таким образом, данная модель чѐтко и понятно показывает, чем на самом деле является трезвость, насколько она ценна в жизни человека. Также схема демонстрирует феноменальность и одновременно естественность данного явления и состояния, к которому надо стремиться каждому человеку.

Определение таких сложных категорий как «трезвость» может быть получено с помощью категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем. Естественно, с дополнением формальной логики.

Полученная в результате применения триадического метода как составной части методологии категориальной схемотехники дефиниция категории «трезвость», по-нашему убеждению, более полно и точно отражает природу именуемого ею феномена. Кроме того, полученные дефиниции позволят уточнить смежные и производные понятия данной предметной области.

Метод конструирования дефиниций, описанный в данной работе, может быть применен к любым категориям и понятиям, что позволит уточнить их содержание, опираясь не только на результаты эмпирических исследований объектов и явлений, но и на глубинное теоретическое их осмысление. [9]

Полагаем, что новый методологический подход, предложенный авторами статьи для определения, данной категорий, позволит снизить уровень терминологической неопределенности.

Литература

  1. Толковый словарь русского языка: 180 000 слов [Электронный ресурс] / под ред. Д.Н. Ушаков. В 4 т. М.: Гос. инст-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935 : оцифровка. URL: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117
  2. Толковый словарь русского языка: 25 000 статей / сост. В.И. Даль. М.: АСТ, 2014. — 735 с.
  3. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  4. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: в 2 т./ под ред. П.Я. Черных. 9-е изд. М.: Дрофа: Рус. яз. Медиа, 2009. Т. 2. — 560 с.
  5. Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organizationhttps [Электронный ресурс] //www.who.int/substance_abuse/terminology/who_lexicon/en/#sobriety
  6. Клюшникова Е.А., Распопов Р.В. Теоретические основы педагогического процесса утверждения и сохранения трезвости // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск, 2020. № 1 (39). — С. 116 – 122.
  7. Разумов В.И., Сизиков В.П. // Основы теории динамических информационных систем. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 212 с.
  8. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учебник. М.: Инфра-М, 2020. – 227 с.
  9. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Новый подход к конструированию дефиниций экономических категорий (на примере бизнес-кластера) Г.Д. Боуш, В.И. Разумов// Журнал экономической теории. 2010. № 4.