Влияние экономической доступности алкоголя на уровень его потребления в России

Разводовский Ю.Е.
Международная академия трезвости, Гродно, Беларусь

Разводовский Юрий Евгеньевич врач-психиатр, заведующий отделом медико- биологических проблем алкоголизма Института биохимии биологически активных соединений Национальной академии наук Беларуси, профессор Международной академии трезвости. Автор более 1000 научных работ, в том числе 30-ти монографий, посвященных проблемам зависимости от алкоголя и наркотиков, патогенного действия алкоголя и наркотиков на организм, а также пагубным социальным последствиям употребления алкоголя и наркотиков. Является членом-основателем Международной ассоциации медицины зависимостей. Главный редактор журналов Собриология, International Archives of Substance Abuse and Rehabilitation, International Journal of clinical and practical cases, Journal of Anxiety and Depression. Член редакционных коллегий более 50 международных журналов. E-mail: razvodovsky@tut.by

В настоящей работы изучена связь между экономической доступностью алкоголя и продажей алкоголя, общим уровнем потреблением алкоголя, потреблением неучтенного алкоголя в постсоветской России. Установлена прямая связь между экономической доступностью алкоголя и уровнем его продажи, а также обратная связь между экономической доступностью алкоголя и потреблением неучтенного алкоголя. Полученные данные подтверждают имеющееся представление о том, что снижение экономической доступности алкоголя является эффективным способом снижения уровня продажи алкоголя.

Ключевые слова: алкоголь, доступность, продажа, Россия.

Алкоголь остается одним из основных факторов высокого уровня смертности в России [1- 4,7]. Накопленный опыт в области антиалкогольной политики говорит о том, что меры первичной профилактики алкогольных проблем являются гораздо более эффективными, чем меры борьбы с последствиями употребления алкоголя [5,6]. При этом одной из наиболее эффективных мер профилактики алкогольных проблем является ограничение физической и экономической доступности алкоголя [8-12].

Экономическая доступность алкоголя является одним из основных факторов, определяющих уровень спроса на него [14-16]. Соответственно, повышение цен на алкогольные изделия (посредством повышения ставок акциза) приводит к снижению общего уровня его потребления, частоты употребления, а также количества алкоголя, потребляемого в течение одной пьянки, т.е. затрагивает все аспекты питьевого поведения [17].

Историческая ретроспектива говорит о том, что попытки снижения уровня потребления алкоголя, предпринимавшиеся в России, были недостаточно успешными из-за существования обширного теневого рынка алкоголя [1]. Тем не менее, в истории государственной антиалкогольной политики России имеются примеры успешного использования акцизной политики с целью снижения уровня потребления алкоголя. В частности, в течение 3-х последних десятилетий XIX века уровень продажи алкоголя в Российской Империи снизился почти в 2 раза, что, по всей видимости, явилось следствием роста ставки акциза на водку [1]. Было показано, что увеличение ставки акциза на водку в этот период на 1% сопровождалось снижением уровня продажи алкоголя на 0,5% [1]. Причем, снижение уровня продажи в этот период не сопровождалось ростом уровня потребления незарегистрированного алкоголя.

Целью настоящей работы было изучение связи между экономической доступностью алкоголя и продажей алкоголя, общим уровнем потреблением алкоголя, потреблением неучтенного алкоголя  в постсоветской России.

Материалы и методы

Данные уровня продажи алкоголя (в литрах абсолютного алкоголя на душу населения), цен на алкоголь, а также уровень средней заработной платы получены из ежегодных отчетов Росстата за период с 1991 по 2015 гг. Общий уровень потребления алкоголя оценивался с помощью непрямого метода с использованием в качестве косвенного индикатора уровня смертности от острого алкогольного отравления [1]. Экономическая доступность алкоголя определялась как количество литров алкоголя, которое можно приобрести за среднемесячную зарплату. Следует отметить, что более адекватным показателем для оценки экономической доступности алкоголя является уровень реальных располагаемых доходов населения. В настоящем исследовании в качестве его суррогата использовалась среднемесячная зарплата, что может быть одним из методологических ограничений данной работы. Статистическая обработка данных (корреляционный анализ по Спирману, линейный регрессионный анализ) проводилась с использованием пакета STATISTICA 10.

Результаты

В период с 1991 по 2015 гг. продажа алкоголя выросла на 26,8% (с 5,6 до 7,1 литра), потребление алкоголя снизилось на 7,4% (с 12,1 до 11,2 литра), потребление неучтенного алкоголя снизилось на 36,7% (с 6,5 до 4,1 литра), экономическая доступность алкоголя выросла в 2,5 раза (с 24,2 до 60,9 литра).

Динамика изучаемых показателей представлена на рисунке 1. Графические данные говорят о том, что уровень продажи алкоголя после резкого роста в первой половине 1990-х гг. несколько снизился в 1996 г., затем линейно рос вплоть до 2007 г., после чего стал снижаться. Общий уровень потребления алкоголя значительно вырос в первой половине 1990-х гг., существенно снизился в период с 1994 по 1998 г., затем снова вырос в период с 1998 по 2003 гг., после чего стал снижаться. Уровень потребления неучтенного алкоголя значительно вырос в первой половине 1990-х гг., существенно снизился в период с 1995 по 1998 гг., вырос в период с 1998 по 2002 гг., снизился в период с 2002 по 2013 гг., после чего стал расти.

Рисунок 1. Динамика экономической доступности алкоголя, продажи алкоголя, общего уровня потребления, потребления неучтенного алкоголя в России в период с 1991 по 2015 гг.

Визуальный анализ графических данных говорит о том, что в рассматриваемый период тренды уровня экономической доступности алкоголя и общего уровня потребления алкоголя существенно различались. Так, например, в период с 2003 по 2011 гг. общий уровень потребления алкоголя снижался на фоне резкого роста уровня экономической доступности алкоголя. Тренды экономической доступности алкоголя и уровня его продажи были достаточно схожи на протяжении большей части рассматриваемого периода. Что касается экономической доступности алкоголя и потребления неучтенного алкоголя, то тренды этих показателей в 2000-х гг. были противоположно направленными.

Согласно результатам корреляционного анализа экономическая доступность алкоголя положительно коррелирует с продажей алкоголя (r=0,64; p < 0,000), отрицательно коррелирует с общим уровнем потребления алкоголя (r=-0,4; p < 0,000), а также с потреблением неучтенного алкоголя (r=0,77; p < 0,000). Кроме того, общий уровень потребления алкоголя тесно коррелирует с потреблением неучтенного алкоголя (r=0,85; p < 0,000). Установлено также, что уровень продажи алкоголя отрицательно коррелирует с потреблением неучтенного алкоголя (r=-0,52; p < 0,007). Уравнение линейной регрессии, отражающее связь между экономической доступностью алкоголя и продажей алкоголя, выглядит следующим образом: y = 6,5 + 0,03*x. Рассчитанный на основании модели линейной регрессии коэффициент эластичности составил 0,18, т.е. увеличение экономической доступности алкоголя на 1% сопровождается ростом уровня продажи алкоголя на 0,18%.

Обсуждение

Результаты корреляционного анализа, в целом, подтверждают представление о том, что экономическая доступность алкоголя является одним из основных факторов, определяющих уровень его продажи. Взаимоотношение между экономической доступностью алкоголя и общим уровнем его потребления не столь однозначны, учитывая меняющийся характер связи между этими показателями в разные периоды времени.

Очевидно, что основной переменной, определяющей характер связи между доступностью алкоголя и общим уровнем потребления алкоголя является неучтенный алкоголь. Наиболее четко влияние экономической доступности алкоголя на уровень потребления неучтенного алкоголя прослеживается в периоды резкого изменения доступности алкоголя. Значительное снижение потребления неучтенного алкоголя отмечалось в течении первого десятилетия 2000-х гг. на фоне резкого роста экономической доступности алкоголя. В последующие годы рассматриваемого периода наблюдалась обратная ситуация: рост потребления незарегистрированного алкоголя на фоне снижения экономической доступности алкоголя.

В 2000-е гг. влияние экономической доступности алкоголя на его продажу и неучтенное потребление можно охарактеризовать следующим образом: рост экономической доступности сопровождается увеличением продажи алкоголя и снижением неучтенного потребления. Обратная ситуация имеет место в случае снижения экономической доступности алкоголя. Следует отметить, что потребление неучтенного алкоголя, помимо экономической доступности алкоголя, определяется целым рядом других факторов. В частности, резкий рост потребления неучтенного алкоголя в первой половине 1990-х гг. мог быть обусловлен увеличением его физической доступности вследствие отмены государственной алкогольной монополии [1]. Кроме того, снижение потребления незарегистрированного алкоголя в 2000-х гг. в определенной степени могло быть обусловлено увеличением уровня доходов населения, поскольку известно, что по мере роста благосостояния население отдает предпочтение более «качественному» и дорогому алкоголю [4].

Таким образом, настоящее исследование выявило прямую связь между экономической доступностью алкоголя и уровнем его продажи, а также обратную связь между экономической доступностью алкоголя и потреблением неучтенного алкоголя. В целом, полученные данные подтверждают имеющееся представление о том, что снижение экономической доступности алкоголя является эффективным способом снижения уровня продажи алкоголя. Однако существование теневого рынка алкоголя в значительной степени осложняет использование ценового регулирования доступности алкоголя в качестве инструмента антиалкогольной политики. Поэтому ключевой задачей в рамках реализации государственной антиалкогольной политики является ликвидация теневого рынка алкоголя. Следует также помнить, что ограничение доступности алкоголя является важным, но не единственным аспектом всесторонней антиалкогольной политики. Не менее важным ее аспектом является снижение спроса на алкоголь, что достигается посредством проведения методичной антиалкогольной пропаганды.

Литература

  1. Немцов А.В. Алкогольная история России:  новейший период. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 320 с.
  2. Немцов А.В., Разводовский Ю.Е. Алкогольная ситуация в России, 1980–2005. // Социальная и клиническая психиатрия. 2008. № 2. С. 52–60.
  3. Немцов А.В., Давыдов К.В., Разводовский Ю.Е. Сравнительный анализ алкогольной ситуации в Беларуси и России. // Наркология. 2009. 85 (1). 52-61.
  4. Немцов А.В. Разводовский Ю.Е. Алкогольная ситуация в России и ее отражение в кривом зеркале. // Собриология. 2015. №3. С. 70–73.
  5. Разводовский    Ю.Е.    Незарегистрированное    потребление    алкоголя    в    странах Центральной и Восточной Европы. // Медицинские новости. 2010. №5-6. С. 92-96.
  6. Разводовский Ю.Е. Эффективные стратегии алкогольной политики. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2013. № 3.  С.37–42.
  7. Разводовский Ю.Е., Немцов А.В. Алкогольная составляющая снижения смертности в России после 2003 г. // Вопросы наркологии. 2016. № 3.  С. 63–70.
  8. Chaloupka F.J., Grossman M., Saffer H. The effects of price on alcohol consumption and alcohol-related problems. // Alcohol Research & Health. – 2002. – Vol.26,№1. – P. 22–34.
  9. Gil A., Khaltourina D., Korotaev A. Alcohol consumption in Russia: affordability of alcohol, changes and effects of alcohol control policy and future prospects. In: Changes in alcohol affordability and availability. Twenty years of transition in Eastern Europe. Eds. Moskalewicz J. and Osterberg E. Juvenes Print. – 2016. – P. 18–50.
  10. Manning W.G., Blumberg L.H. The demand for alcohol – the differential response to price.// Moulton Journal Health Economy. –  1995. – Vol. 14. – P. 123–148.
  11. Nemtsov A.V., Razvodovsky Y.E. Russian alcohol policy in false mirror. Alcohol & Alcoholism. – 2016. – N4. – P. 21.
  12. Rabinovich L. et al. The affordability of alcohol beverages in the European Union. // Rabinovich L. – RAND Corporation, 2009.
  13. Razvodovsky Y.E. Alcohol affordability and epidemiology of alcoholism in Belarus. // Alcoholism. – 2013. – Vol. 49,№ 1. – P. 29–35.
  14. Razvodovsky Y.E. Was the mortality decline in Russia attributable to alcohol control policy? // Journal of Sociolomics.  – 2014. – Vol.3,N 2. – P. 1–2.
  15. Razvodovsky Y.E. Affordability of alcohol and alcohol-related problems in Belarus. In: Changes in alcohol affordability and availability. Twenty years of transition in Eastern Europe. Eds. Moskalewicz J. and Osterberg E. Juvenes Print. – 2016. – P. 51 –63.
  16. Razvodovsky YE. Affordability of alcohol and alcohol-related mortality in Belarus. // Adicciones. – 2013. – Vol.25, N2. – P. 156–162.
  17. Wagenaar A.C., Salois M.J., Komro K.A. Effects of beverage alcohol price and tax levels on drinking: a meta-analysis of 1003 estimates from 112 studies. // Addiction. – 2009. – Vol. 104. – P. 179–190.